Воскресенье, 6 августа. Неделя 9-я по Пятидесятнице, святых благоверных князей Бориса и Глеба

6 августа Православная Церковь чтит память святых благоверных князей Бориса и Глеба.

В честь Глеба и Бориса установлены сразу 4 дня памяти, что говорит об их значимости не только для истории Киевской Руси, но и для православной церкви. 15 мая день памяти о перенесении мощей этих князей в новую церковь-усыпалницу. С инициативой об их перенесении выступил князь Изяслав Ярославович в 1115 году.
5 октября в соборе Тульских святых проходит отдельный день памяти в честь этих князей-мучеников. Этот праздник объясняется тем, что Глеб и Борис были одними из тех православных подвижников, чья жизнь напрямую связана с Тулой. Стоит отметить, что собор Тульских святых является самым многочисленным соборным православным праздник. В него входит 20 святых князей и княгинь, в том числе Борис и Глеб.
18 сентября проходит отдельный праздник в память о князе Глебе Владимировиче, который был канонизирован не только русской, но и католической церковью. 
Совместный день памяти в честь этих святых князьях-мучениках проходит ежегодно 6 августа. Именно этот праздник можно смело назвать самым масштабным и значим, так как в этот день чтится память обоих князей.

Накануне воскресного дня в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге настоятель храма протоиерей Сергий

Третьяков возглавил Всенощное бдение в сослужении клирика храма иерея Иоанна Нестерова. В сам воскресный день протоиерей Сергий совершил служение Божественной Литургии. 

По прочтении Евангельского чтения священнослужитель обратился к верующим с пасторским назиданием: «Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали отрывок из Евангелия от Матфея (глава 14, стихи 22-34), повествующий о спасении утопающего апостола Петра. Кроме исторической стороны в этом евангельском повествовании заключается и другой глубокий смысл. В своих толкованиях Святые отцы сравнивают лодку, на которой ученики всю ночь боролись с бурей, с Церковью Христовой. И как вы думаете, с чем они сравнивают море? Конечно же с тем окружающим миром, в котором мы с вами живем, а бурю — с гонениями и опасностями.  Как и сейчас, в те времена поднимались яростные волны сектантства и лжеучения, которые готовы были потопить ее. Но Христос никогда не оставлял Своей Церкви, которую Он приобрел Своею Кровью. И именно та буря, о которой говорится в этом Евангельском отрывке, вынесенная учениками Христа, изображает бурю страстей, волнующих человеческое сердце, бурю напастей, одолевающих нас, бурю жизненных невзгод и опасностей. Из этого Евангельского отрывка мы понимаем, что доблесть истинного христианина в том и заключается, чтобы он не предавался отчаянию, а боролся до последнего, в полной уверенности, что рано или поздно Господь подаст ему Свою всесильную руку помощи. И только в этой уверенности состоит истинное христианское спасение и залог победы.

Из Евангельских чтений мы знаем, как Господь в короткое время совершил перед Своими учениками три чуда: напитал пять тысяч человек пятью хлебами, ходил по воде, как по суше, по Его слову апостол Петр сделал то же. Господь совершил это для того, чтобы научить Своих учеников, а через них и нас с вами веровать в Него, как в Сына Божия. Господь знает, что эта вера в Него — самое главное и самое важное для людей на земле. Апостолам нужна была вера, чтобы научить этой вере всех людей. А нам с вами она необходима потому, что, только имея веру в Бога, можно спастись».

Далее был совершен праздничный молебен.

По завершении богослужения отец настоятель   поздравил всех богомольцев с воскресным днем и днем памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира.

Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть.

Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх