ЖИТИЕ МУЧЕНИКОВ-БЕССРЕБРЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА РИМСКИХ

По­сле плот­ско­го про­слав­ле­ния на зем­ле Вла­ды­ки Хри­ста Бо­га на­ше­го по­всю­ду ста­ли из­вест­ны­ми, как весь­ма уди­ви­тель­ное де­ло, по­дви­ги свя­тых Хри­сто­вых му­че­ни­ков; ибо в них про­яви­лась си­ла Спа­си­теле­ва; для всех бы­ло изу­ми­тель­ным вы­ска­зан­ное свя­ты­ми му­же­ствен­ное со­про­тив­ле­ние му­чи­те­лям сво­им и непо­бе­ди­мое тер­пе­ние. К чис­лу та­ко­вых му­че­ни­ков при­над­ле­жа­ли и сии, ро­див­ши­е­ся в древ­нем Ри­ме от од­но­го от­ца и ма­те­ри и вос­пи­тан­ные в пра­ви­лах хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, – бра­тья по пло­ти – свя­тые стра­сто­терп­цы Кос­ма и Да­ми­ан, о ко­то­рых пред­сто­ит на­ше сло­во.

На­учив­шись вра­чеб­но­му ис­кус­ству, сии свя­тые бра­тья успеш­но ис­це­ля­ли вся­кие бо­лез­ни, и им со­дей­ство­ва­ла во всем бла­го­дать Са­мо­го Бо­га. На ка­ких бы боль­ных лю­дей или ско­тов ни воз­ла­га­ли они свои ру­ки, те немед­лен­но ста­но­ви­лись со­вер­шен­но здо­ро­вы­ми. Сии ис­кус­ные це­ли­те­ли ни от ко­го не бра­ли воз­на­граж­де­ния за ис­це­ле­ния, за что и бы­ли про­зва­ны «без­мезд­ны­ми вра­ча­ми». Толь­ко од­ной са­мой дра­го­цен­ной на­гра­ды тре­бо­ва­ли они от ис­це­ля­е­мых, – ве­ры во Хри­ста. И дей­стви­тель­но, не толь­ко в са­мом Ри­ме, но и в окрест­ных го­ро­дах и се­ле­ни­ях, ко­то­рые они об­хо­ди­ли с це­лью ис­це­ле­ния недуж­ных, они мно­гих об­ра­ща­ли ко Хри­сту. По­ми­мо бла­го­да­ти ис­це­ле­ния, они бла­го­де­тель­ство­ва­ли лю­дям и щед­рым по­да­я­ни­ем. У них бы­ло боль­шое, со­бран­ное пред­ка­ми и пе­ре­шед­шее к ним от ро­ди­те­лей иму­ще­ство, ко­то­рое они про­да­ва­ли, раз­да­ва­ли ни­щим и нуж­да­ю­щим­ся; они пи­та­ли ал­чу­щих, оде­ва­ли на­гих; од­ним сло­вом, они ока­зы­ва­ли ми­ло­сер­дие всем бед­ным и неиму­щим. Ко­гда они ис­це­ля­ли боль­ных, то обыч­но они го­во­ри­ли им так:

– Мы толь­ко воз­ла­га­ем на вас ру­ки и ни­че­го не мо­жем сде­лать на­шею соб­ствен­ною си­лою, всё же со­вер­ша­ет все­мо­гу­щая си­ла Еди­но­го ис­тин­но­го Бо­га и Гос­по­да Иису­са Хри­ста; ес­ли вы уве­ру­е­те в Него и не усо­мни­тесь, то немед­лен­но сде­ла­е­тесь здо­ро­вы­ми.

И дей­стви­тель­но, те, ве­руя, по­лу­ча­ли вы­здо­ров­ле­ние.

Та­ким об­ра­зом еже­днев­но мно­гие, от­вра­ща­ясь от идо­ло­по­клон­ни­че­ско­го нече­стия, при­со­еди­ня­лись ко Хри­сту. Жи­ли­ще сих свя­тых вра­чей на­хо­ди­лось в од­ном рим­ском се­ле­нии (где бы­ло име­ние их ро­ди­те­лей). Имея здесь свое ме­сто­пре­бы­ва­ние, они про­све­ща­ли свя­тою ве­рою все окрест­но­сти.

Меж­ду тем диа­вол, за­ви­дуя та­кой про­си­яв­шей доб­ро­де­те­ля­ми жиз­ни свя­тых, воз­бу­дил неко­то­рых сво­их при­служ­ни­ков от­пра­вить­ся к ца­рю и окле­ве­тать пред ним непо­вин­ных. В это вре­мя в Ри­ме цар­ство­вал Ка­рин1. Сей по­след­ний, по­слу­шав­ши кле­вет­ни­ков, немед­лен­но по­слал во­и­нов в то се­ле­ние, в ко­то­ром про­жи­ва­ли свя­тые, с при­ка­за­ни­ем схва­тить без­мезд­ных вра­чей Кос­му и Да­ми­а­на и при­ве­сти их к нему для до­про­са.

Ко­гда во­и­ны цар­ские до­шли до се­ле­ния, в ко­то­ром жи­ли свя­тые, и ста­ли рас­спра­ши­вать здесь о Кос­ме и Да­ми­ане, то ве­ру­ю­щие со­бра­лись к свя­тым и умо­ля­ли их укрыть­ся ку­да-ни­будь на ко­рот­кое вре­мя, по­ка ми­ну­ет их гнев цар­ский. Но свя­тые не толь­ко не по­слу­ша­лись это­го со­ве­та, но на­обо­рот на­ме­ре­ва­лись са­мо­воль­но вый­ти к отыс­ки­вав­шим их во­и­нам, же­лая с ра­до­стью по­стра­дать за имя Хри­сто­во. Ко­гда же к ним со­бра­лись мно­гие ве­ру­ю­щие и слез­ны­ми моль­ба­ми уве­ще­ва­ли их со­хра­нить свою жизнь не ра­ди се­бя, но ра­ди спа­се­ния дру­гих, то свя­тые, – хо­тя и про­тив во­ли, – по­ви­но­ва­лись им. То­гда ве­ру­ю­щие, взяв­ши свя­тых, со­кры­ли их в неко­ей пе­ще­ре.

Меж­ду тем во­и­ны, тща­тель­но отыс­ки­вая всю­ду свя­тых и не на­хо­дя их, от гне­ва и до­са­ды, схва­ти­ли неко­то­рых бла­го­че­сти­вых му­жей из то­го се­ле­ния, воз­ло­жи­ли на них око­вы и по­ве­ли их в Рим.

Узнав о сем, свя­тые Кос­ма и Да­ми­ан немед­лен­но вы­шли из пе­ще­ры и с по­спеш­но­стью по­бе­жа­ли по сле­дам во­и­нов; на­гнав­ши по­след­них на до­ро­ге, они ска­за­ли им:

– От­пу­сти­те невин­ных, а нас возь­ми­те, ибо мы – те са­мые, ко­то­рых вам при­ка­за­но взять.

Та­ким об­ра­зом во­и­ны, от­пу­стив­ши тех му­жей, воз­ло­жи­ли око­вы на свя­тых Кос­му и Да­ми­а­на и по­ве­ли их в Рим. Здесь свя­тые бы­ли за­клю­че­ны в око­вах в тем­ни­цу, в ко­то­рой на­хо­ди­лись до утра. С на­ступ­ле­ни­ем утра царь вос­сел пред на­ро­дом на обыч­ном су­ди­ли­ще, ко­то­рое на­хо­ди­лось на ме­сте, от­ве­ден­ном для зре­лищ; при­ка­зав пред­ста­вить пред со­бою свя­тых уз­ни­ков Кос­му и Да­ми­а­на, царь гром­ко ска­зал им:

– Это вы про­ти­во­бор­ству­е­те бо­гам от­цов на­ших и ка­кою-то вол­шеб­ною хит­ро­стью безмезд­но ис­це­ля­е­те бо­лез­ни у лю­дей и ско­тов, со­блаз­няя про­стых лю­дей от­сту­пать от оте­че­ских бо­гов и за­ко­нов? Но хо­тя те­перь оставь­те свое за­блуж­де­ние и по­слу­шай­тесь мо­е­го доб­ро­го со­ве­та; при­сту­пи­те, при­не­си­те жерт­ву бо­гам, ко­то­рые до се­го вре­ме­ни дол­го тер­пе­ли вас. Бо­ги, бу­дучи оби­же­ны ва­ми, не воз­да­ли вам злом за зло, – хо­тя и мог­ли воз­дать, – но тер­пе­ли­во ожи­да­ли ва­ше­го об­ра­ще­ния к ним.

Свя­тые же угод­ни­ки Хри­сто­вы как бы еди­ны­ми уста­ми от­ве­ча­ли ца­рю так:

– Мы не со­блаз­ни­ли ни од­но­го че­ло­ве­ка; мы не зна­ем ни­ка­кой вол­шеб­ной хит­ро­сти, ни­ко­му не при­чи­ни­ли ни­ка­ко­го зла, но из­ле­чи­ва­ем бо­лез­ни си­лою Спа­си­те­ля и Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, как за­по­ве­дал Он, го­во­ря: «Боль­ных ис­це­ляй­те, про­ка­жен­ных очи­щай­те» (Мф.10:8). Де­ла­ем же мы сие без­мезд­но, по­то­му что так за­ве­щал Спа­си­тель, Ко­то­рый ска­зал: «Да­ром по­лу­чи­ли, да­ром да­вай­те»(Мф.10:8). Ведь мы тре­бу­ем не име­ний, но ищем спа­се­ния душ че­ло­ве­че­ских и слу­жим ни­щим и немощ­ным как Са­мо­му Хри­сту, ибо Он при­сва­и­ва­ет Се­бе те по­пе­че­ния, ко­то­рые со­вер­ша­ют­ся ра­ди пер­вых, ве­щая к бла­го­де­те­лям: «Ибо ал­кал Я, и вы да­ли Мне есть; жаж­дал, и вы на­по­и­ли Ме­ня; был стран­ни­ком, и вы при­ня­ли Ме­ня; был наг, и вы оде­ли Ме­ня; был бо­лен, и вы по­се­ти­ли Ме­ня; в тем­ни­це был, и вы при­шли ко Мне» (Мф.25:35-36). Сии за­по­ве­ди Его мы ста­ра­ем­ся ис­пол­нять, на­де­ясь по­лу­чить от Него на­гра­ду в бес­ко­неч­ной жиз­ни небес­но­го Цар­ствия. По­кла­нять­ся же при­зна­ва­е­мым то­бою бо­гам мы ни­ко­гда не со­гла­сим­ся. По­кла­няй­ся им ты и те, кто со­гла­сен с то­бою! Мы же хо­ро­шо зна­ем, что они не бо­ги. Ес­ли же ты, царь, же­ла­ешь, то мы пред­ло­жим те­бе доб­рый со­вет, дабы ты по­знал Еди­но­го ис­тин­но­го Бо­га, Твор­ца всех, «ибо Он по­веле­ва­ет солн­цу Сво­е­му вос­хо­дить над злы­ми и доб­ры­ми и по­сы­ла­ет дождь на пра­вед­ных и непра­вед­ных» (Мф.5:45), – для на­ших по­треб­но­стей во сла­ву Сво­е­го пре­ве­ли­ко­го име­ни: от­сту­пив­ши от бес­чув­ствен­ных и без­душ­ных идо­лов – слу­жи Ему!

Им­пе­ра­тор Ка­рин от­ве­чал на сие свя­тым так:

– Я не ви­тий­ство­вать при­звал вас, но при­не­сти жерт­ву бо­гам.

– Мы при­но­сим, – от­ве­ча­ли свя­тые, – бес­кров­ную жерт­ву, ду­ши на­ши – Еди­но­му на­ше­му Бо­гу, из­ба­вив­ше­му нас от се­ти диа­во­ла и дав­ше­му Сво­е­го Еди­но­род­но­го Сы­на за спа­се­ние все­го ми­ра. Сей наш Бог не со­здан­ный, но Со­зда­тель всех, а твои бо­ги суть из­мыш­ле­ния че­ло­ве­че­ские и да­ла рук ре­мес­лен­ни­ков и, ес­ли бы не су­ще­ство­ва­ло сре­ди лю­дей ре­мес­ла, про­из­во­дя­ще­го вам бо­гов, вы не име­ли бы ко­му по­кла­нять­ся!

– Не раз­дра­жай­те веч­ных бо­гов, – ска­зал Ка­рин, – но луч­ше при­не­си­те жерт­вы и по­кло­ни­тесь им, ес­ли не хо­ти­те под­верг­нуть­ся уже при­го­тов­лен­ным для вас му­кам.

– Да бу­дешь по­срам­лен ты, Ка­рин, с тво­и­ми бо­га­ми, – ска­за­ли, ис­пол­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, ра­бы Хри­сто­вы. – Так как ум твой от­вра­ща­ет­ся от все­гда су­ще­го и во ве­ки жи­ву­ще­го Бо­га и об­ра­ща­ет­ся к бес­чув­ствен­ным и ни­ко­гда не су­ще­ство­вав­шим идо­лам, то пусть для тво­е­го по­срам­ле­ния и для то­го, чтобы ты сво­им соб­ствен­ным опы­том по­нял, что Бог наш все­мо­гущ, – пусть из­ме­нит­ся ли­це твое на тво­ем те­ле и свер­нет­ся с сво­е­го ме­ста!

В то вре­мя как свя­тые про­из­но­си­ли сии сло­ва, вне­зап­но пе­ре­ме­ни­лось ли­цо у Ка­ри­на и свер­ну­лась шея его та­ким об­ра­зом, что ли­це его очу­ти­лось на его пле­чах и он не мог по­вер­нуть сво­ей шеи, да и по­мочь ему ни­кто не мог. Та­ким об­ра­зом он си­дел на троне с ис­крив­лен­ною ше­ею и ли­цом. Меж­ду тем смот­рев­ший на сие на­род гро­мо­глас­но взы­вал:

– Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский и нет дру­го­го Бо­га, кро­ме Него!

В то вре­мя мно­гие уве­ро­ва­ли во Хри­ста и умо­ля­ли свя­тых вра­чей ис­це­лить ца­ря. По­след­ний и сам умо­лял их о том же, го­во­ря:

– Ныне я по­ис­ти­не знаю, что вы ра­бы Бо­га ис­тин­но­го. Итак, я умо­ляю вас, – так как вы увра­че­ва­ли уже мно­гих, – то ис­це­ли­те и ме­ня, дабы и я уве­ро­вал, что нет дру­го­го Бо­га, кро­ме про­по­ве­ду­е­мо­го ва­ми, со­тво­рив­ше­го небо и зем­лю.

– Ес­ли ты, – ска­за­ли ему на сие свя­тые, – по­зна­ешь да­ро­вав­ше­го те­бе жизнь и цар­ство Бо­га и уве­ру­ешь в Него всем серд­цем сво­им, то Он ис­це­лит те­бя.

– Я ве­рую в Те­бя, – гро­мо­глас­но про­из­нес царь, – Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, ис­тин­ный Бо­же, по­ми­луй ме­ня и не по­мя­ни мо­е­го пер­во­го неве­де­ния!

В то вре­мя, как царь про­из­но­сил сии сло­ва, вы­пря­ми­лась шея его, ли­цо ста­ло на свое ме­сто, как бы­ло сна­ча­ла, и он, встав­ши с сво­е­го ме­ста, воз­вел очи свои на небо и, воз­дев­ши ру­ки, воз­дал вме­сте со всем на­ро­дом бла­го­да­ре­ние Бо­гу, ска­зав так:

– Бла­го­сло­вен Ты, Хри­сте, ис­тин­ный Бо­же, при­вед­ший ме­ня по­сред­ством сих свя­тых ра­бов Тво­их от тьмы к све­ту.

По­лу­чив­ши та­ким об­ра­зом ис­це­ле­ние, царь по­чтил да­ра­ми свя­тых ра­бов Кос­му и Да­ми­а­на и от­пу­стил их с ми­ром.

Вый­дя из Ри­ма, свя­тые на­пра­ви­лись в свое се­ле­ние. Жи­те­ли как се­го се­ле­ния, так и окрест­ных се­ле­ний, услы­хав­ши обо всем, что сде­ла­но бы­ло в Ри­ме свя­ты­ми, вы­шли на­встре­чу угод­ни­кам Бо­жи­им и при­ня­ли их с ра­до­стью, ве­се­лясь и про­слав­ляя Вла­ды­ку Хри­ста. Свя­тые, меж­ду тем, по сво­е­му обык­но­ве­нию сно­ва об­хо­ди­ли окрест­ные го­ро­да и се­ле­ния, ис­це­ляя неду­ги и про­све­щая всех свя­тою ве­рою, а за­тем сно­ва воз­вра­ща­лись в свое се­ле­ние. Нена­вист­ник же ро­да че­ло­ве­че­ско­го – диа­вол, не успев по­вре­дить свя­тым сво­и­ми пер­вы­ми коз­ня­ми и не воз­мог­ши ис­тре­бить их из чис­ла жи­вых лю­дей, при­ду­мал дру­гое сред­ство. В той стране был один весь­ма из­вест­ный врач, у ко­то­ро­го пер­во­на­чаль­но учи­лись вра­чеб­но­му ис­кус­ству и сии свя­тые Кос­ма и Да­ми­ан. Его-то и на­учил враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го, не тер­пев­ший сла­вы угод­ни­ков Бо­жи­их, – по­за­ви­до­вать свя­тым. При­звав­ши с ле­стью к се­бе свя­тых, он по­влек их как бы с це­лью со­би­ра­ния вра­чеб­ных рас­те­ний, на го­ру, за­та­ив меж­ду про­чим в сво­ем серд­це Ка­и­но­ву мысль2. За­ве­дя да­ле­ко свя­тых, он устро­ил так, чтобы каж­дый со­би­рал рас­те­ния от­дель­но. За­тем, на­пав­ши сна­ча­ла на од­но­го, по­бил его кам­ня­ми, а по­том та­ким же об­ра­зом по­гу­бил и дру­го­го; по­сле все­го, взяв те­ла свя­тых, он со­крыл их при на­хо­див­шем­ся там ко­лод­це3.

Та­ким об­ра­зом свя­тые стра­сто­терп­цы Хри­сто­вы, без­мезд­ные вра­чи Кос­ма и Да­ми­ан, вос­при­ня­ли кон­чи­ну жиз­ни сво­ей и спо­до­би­лись му­че­ни­че­ских вен­цов от Хри­ста Гос­по­да Спа­са на­ше­го, Ко­то­ро­му вос­сы­ла­ет­ся честь и сла­ва со От­цом и Свя­тым Ду­хом ныне и в бес­ко­неч­ные ве­ки. Аминь.

При­ме­ча­ния.

1 Им­пе­ра­тор Ка­рин цар­ство­вал с 283 г. по 284 г.

2 Ка­ин – имя стар­ше­го сы­на Ада­ма и Евы. Как пер­вый плод ча­до­рож­де­ния в гре­хов­ном со­сто­я­нии, Ка­ин был угрюм и зло­бен и из за­ви­сти убил крот­ко­го бра­та Аве­ля (Быт.4:1-16). Это со­бы­тие и име­ет­ся в ви­ду в жи­тии.

3 Кон­чи­на свя­тых без­мезд­ных вра­чей Кос­мы и Да­ми­а­на по­сле­до­ва­ла в 284 г.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх