Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

Антипасха- это первый воскресный день после Пасхи, если дословно, замена Пасхи. В само событие Антипасхи произошла встреча Господа с учеником Его Фомой.

Накануне вечером в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге Всенощное бдение совершил клирик храма иерей Иоанн Нестеров. На полиелее в центре храма перед иконой «Воскресение Христово» священнослужитель и верующие пропели величание Пасхи:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Рождшагося / от Безневестныя / и Пречистыя Девы Марии.

В сам воскресный день, по традиции, Божественную Литургию совершил настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков в сослужении клирика храма иерея Иоанна Нестерова.

В завершении Божественной литургии был совершен Крестный ход с чтением Евангелия вокруг храм. Далее для прихожан и гостей храма было представлено праздничная театрализованное представление «Воскресение», которое подготовили воспитанники детской воскресной школы. Затем настоятель храма протоиерей Сергий произнес проповедь о чудесном Воскресение Господа и явлении апостолу Фоме: «Радость всех наших радостей — это Воскресение нашего Спасителя Иисуса Христа. Это чудо чудес пронизывает каждую мысль, каждое чувство, просветляет всю жизнь христианина. И только лишь злое начало может противится этой несказанной и великой радости. Только наша духовная спячка мешает нам ликующим сердцем внимать пасхальному благовесту слов апостола: «…как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»… Сегодняшний воскресный день, дорогие браться и сестры, называется Антипасхой, или же Фоминым воскресеньем. Есть нечто глубокое в том, что в этот воскресный день, который последует за Светлой Седмицей, за временем, когда мы просто праздновали, когда просто отдыхали от великопостных трудов, Церковь вновь грозно напоминает нам о необходимости подвигов веры. И мы вспоминаем святого апостола Фому. К сожалению, память об этом святом апостоле на протяжении многих веков сохранявшаяся в церкви не всегда верно доносила до нас церковное понимание того, в чем же заключался смысл его исповедания веры во Христа. Не случайно Иисус Христос является именно святому апостолу Фоме, чтобы дать ему великую радость общения с Собой, чтобы вверить еще одно великое откровение Своим ученикам. Ведь когда апостол Фома вложил руки в раны на теле Господа нашего Иисуса Христа, он произнес слова, которые не произносил ни один из апостолов за все то время. Он сказал: «Господь мой и Бог мой». И это было величайшим откровением, которое осознали, наконец, для самих себя все без исключения апостолы… Дорогие мои! Хочу пожелать всем вам в этот воскресный день, чтоб все ваши сомнения развеялись так же, как развеялись сомнения Фомы. И пусть наша с вами вера станет такой же глубокой, как вера святого апостола Фомы, чтобы на Страшном Суде мы, подобно ему, встретив Господа, сказали: «Господь мой и Бог мой», — пожелал всем православным в этот день настоятель храма свв. Космы и Дамиана.

Когда Господь Воскрес и явился Апостолам, рядом Фомы не было. Потом Апостолы сказали Фоме, что Иисус Христос Господь наш Воскрес, и Фома ответил: не поверю, пока не увижу собственными глазами, пока не дотронусь до его язв, пока не увижу его ран, прободенные ребра. И Господь в Воскресный день, в Антипасху является Апостолам и говорит: Фома, иди ко мне, дотронься до моих язв, посмотри на мои раны, и не будь неверен, но верен. И когда Фома дотронулся, он припал к ногам Спасителя и вскричал: «Господь мой и Бог мой!» Фома первый исповедовал Христа Богом: «Бог мой» – до него этого никто не произносил.И когда говорят «Фома неверующий» – это не совсем верно. Фома был глубоко верующий, но он был так потрясен уничижением Христа, что эту веру в себе никому не давал на растерзание. Он боялся доверится Апостолам, рассказывающим о Воскресении Христа: вдруг это им пригрезилось, и Господь не воскрес, и тогда моя вера будет разбита. Фома не хотел даже колебания своей веры в Господа, хотел услышать о Воскресении Господа от Него Самого, увидеть Его. Свою веру Фома считал очень личной: увидев Христа, он сразу стал Его исповедовать как Бога.Есть предание в Церкви, что Фома единственный, кто дотрагивался до Воскресшего Христа. Господь Воскрес в новой плоти, обновленной, в той плоти, в которой были созданы Адам и Ева до грехопадения – это природа, созданная Богом.Мы ходим в природе, которой Господь не создавал, мы ходим в кожаных ризах, в которые он одел Адама и Еву после грехопадения. А та плоть, дарованная нам Господом Богом в раю – она таинственная. Тайное прикрывается, когда Господь является Апостолам «дверем затворенным»: при закрытых дверях, как бы мы сейчас сказали, материализуется. Новая плоть имеет способность переноситься на расстояние, но Господь после Воскресения ел с Апостолами, то есть он был не Дух, а в плоти, новой плоти. И все это было явлено при встрече Иисуса Христа с Фомой».Явление Христа Апостолам утверждает веру в истинность Воскресения и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие».Антипасха или «Фомино воскресение» – праздник Пасхи для тех, кто по какой-то причине опоздал встретить Воскресшего Христа.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх