В Научных трудах Калужского Государственного университета имени К.Э. Циолковского вышла статья настоятеля храма, кандидата богословия протоиерея Сергия Третьякова «К вопросу подготовки Всеправославного Собора в XX веке: совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей в Москве 8-18 июля 1948 года». Статья посвящена очередному этапу подготовки Всеправославного Собора в XX веке, инициатором которой стала Русская Православная Церковь. Обсуждение общецерковных вопросов в Москве было приурочено к 500-летию провозглашения автокефалии Русской Церкви. В статье исследовано не только само событие, но и рецепция принятых решений во всем христианском мире.
К вопросу подготовки Всеправославного Собора в XX веке: совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей в Москве 8-18 июля 1948 года
«Большое значение в деле накопления опыта межправославного общения и соработничества имело Московское Совещание 1948 года Глав и представителей девяти Автокефальных Поместных Церквей и Армянской Апостольской Церкви. Оно явилось выражением кафолического сознания единства Православной Церкви и во многом способствовало определению новых подходов к изучению и разрешению общеправославных тем и задач» [12, с. 44]. (Митрополит Филарет (Вахромеев)).
8-18 июля 1948 года в Москве состоялось Совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей, на котором обсуждались общеправославные вопросы. Совещание проходило во время празднования 500-летия автокефалии Русской Церкви, и было созвано по инициативе последней. Об уровне организации торжеств свидетельствуют благодарственные письма и послания, направленные впоследствии предстоятелями и другими иерархами Поместных Церквей на имя Святейшего патриарха Алексия I (Симанского) и митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича). Так, например, представитель Элладской Церкви митрополит Филиппский и НеапольскийХризостом в письме председателю Отдела внешних церковных сношений Русской Православной Церкви митрополиту Николаю писал:«…Братский прием и оказанные нам почести во время столь приятного пребывания у Вас останутся неизгладимыми в моем сердце…»[2, с. 17].
Торжество Русской Церкви разделили представители почти всех Православных Церквей, всех православных народов[13, с. 5].Особое положение Иерусалимской и Кипрской Православных Церквей, в связи с неблагоприятными политическими событиями на их территории, помешало им принять участие.
Праздничные мероприятия открылись молебном в Богоявленском патриаршем соборе 8 июля 1948 года. В своем слове патриарх отметил: «Для нашего церковного сознания особенно радостным является это наше молитвенное единение по случаю знаменательного юбилея Русской Православной Церкви, так как оно свидетельствует о тесной духовной связи, объединяющей Православные Церкви и являющейся залогом духовной крепости нашей против врагов Православия»[7, с. 7].
После патриарха слово приветствия от Правительства СССР пройзнёс Г. Г. Карпов, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. Он отметил, что правительство охотно пошло навстречу желанию предстоятеля Русской Православной Церкви отметить славный церковный юбилей, что «широкое представительство на настоящем церковном торжестве Православных Церквей мира является выдающимся событием не только для Русской, нои Вселенской Православной Церкви…»[6, с. 11].
Митрополит Крутицкий Николай предложил послать телеграмму И.В. Сталину, что было одобрено всеми присутствующими. Текст содержал сердечное приветствие и горячее пожелание многих лет здравия и неоскудевающих успехов в… великих трудах на благо народов Советского Союза и во имя мира для всех народов мира от лица прибывших на… торжество высоких делегаций[11, с. 13].
Совещание предстоятелей и представителей Православных Церквей должно было рассмотреть ряд вопросов, настоятельно требующих совместного решения. Оно открылось 9 июля 1948 г. в храме Воскресения Христова в Сокольниках города Москвы. Перед началом пленарного заседания патриарх Московский и всея Руси Алексий в своем слове выразил уверенность, что, при помощи Божией, мы единодушно разрешим во благо Церкви поставленные самой жизнью Церкви вопросы»[8, с. 15].Далее были сформулированы проблемы, «вставшие пред лицом Православной Церкви во всей своей значительности и остроте» [8, с. 16], которые легли в основу повестки дня настоящего Совещания.
Первым был вопрос относительно прозелитических действий Ватикана и взаимоотношений Правосланой Церкви с Римо-Католической. Патриарх подчеркнул, что «путем политических интриг и исключительно мирскими средствами римское папство старается повсюду разложить православное единство. Вместо мирной и кроткой, в духе Христовом, церковной проповеди, папство развивает чрез свои многочисленные разветвления пропаганду, прибегая при этом к созданию преднамеренно ложного или соблазнительного осведомления о положении Православных Церквей. Помимо такойнедуховной и нецерковной деятельности имеет место насильственное отторжение от Православия православного населения…»[8, с. 16].
Вторым был вопрос о признании действительности рукоположения иерархии Англиканской церкви. По этому поводу патриарх Алексий отметил, что год назад Русская Православная Церковь получила от архиепископа Кентерберийского послание с просьбой о рассмотрении нашей Церковью вопроса о признании действительности хиротонии Английской Церкви. При этом послание сообщало, что таковые уже признаны православными патриархами: Константинопольским, Александрийским, Иерусалимским, Румынским. Позже появились сведения о частно оформленном признании англиканских хиротоний и Болгарской Православной Церковью. Располагая лишь краткими материалами относительно признания, Русская Церковь не увидела в них догматических, канонических и церковно-исторических доводов в пользу признания[8, с. 16-18].
Третьим был затронут вопрос о церковном календаре. «Сложность данного вопроса о новом и старом стиле в церковном календаре, — отметил Святейший Алексий, — заставляет нашу Церковь желать и здесь общего богомудрого братского решения ради соблюдения внутреннего единства нашей общей православной совести»[8, с. 18].
Четвертый вопрос касался экуменического движения. Проблематика была аргументирована тем, что 1937 год после Эдинбургской и Оксфордской конференций стал годом решительного поворота экуменического движения в сторону от церкви как таковой, определяя её значение в сопоставлении с понятиями, ничего общего с ней не имеющими – с государством, с обществом и т. п. Организованная по экуменическому плану церковь угрожала стать ближе к земле, чем к небу. Ассамблея 1948 года (в Амстердаме, куда была приглашена Православная Церковь – авт.) не имела ни одного догматического вопроса для обсуждения. В частности, докладов от Православной Церкви, как таковой, в основной повестке дня Ассамблеи не значилось. В свою очередь, Православная Церковь не имеет административного объединения даже Поместных Церквей. Для чего же ей принимать участие в административном объединении разномыслящих христианских организаций?[8, с. 18-19].
Работы Совещания, начинавшиеся и заканчивающиеся общей молитвой, проходили в утренние часы в пятницу 9 июля и в субботу 10 июля. 10 июля пленарное заседание началось немного раньше назначенного времени, так как количество представленных докладов по затронутым вопросам не укладывалось в намеченное время. Доклады были столь выразительны и насыщены таким интересным материалом, что заседание, начатое в 10 часов 30 минут, продолжалось почти до пяти часов вечера, хотя по расписанию оно должно было закончиться в три часа дня. Митрополит Николай (Ярушевич) предложил на общих заседаниях не открывать прений, а перенести их в избранные по каждому вопросу комиссии, которые подготовят резолюции, а также перенести в комиссии и вопрос о славянском монашестве на Афоне, об обрядах и другие вопросы, выдвинутые приехавшими делегациями. По этому предложению, с согласия всех присутствующих, с субботы 10 июля до субботы 17 июля пленарные заседания были прерваны. Работа перешла в комиссии, где определялась их внутренним распорядком[1, с. 53-56].
В субботу 17 июля состоялось заключительное пленарное заседание в Сокольниках в храме во имя Воскресения Христова. Московское Межправославное Совещание 1948 года приняло по четырем обсуждавшимся вопросам четыре резолюции, которые получили утверждение предстоятелей и представителей Церквей, участников обсуждения: Александрийской, Антиохийской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Албанской, Польской и Экзарха Православной Церкви в Чехословакии. Отсутствие в указанном списке Константинопольской и Элладской Церквей объясняется их отъездом из Москвы 9 июля, сразу после открытия торжеств Русской Церкви. Святейший патриарх Алексий в своем слове на заключительном заседании 17 июля подчеркнул: «Мы глубоко сожалеем о том, что иерархи Греческих Церквей не получили полномочий от своих Глав, и прежде всего от Его Святейшества Вселенского Патриарха Константинопольского, на участие в нашем Совещании. Мы скорбим об этом, так как все мы стремимся к единению и считаем своим священным долгом всячески сохранять и усиливать это единение. Мы опасаемся, как бы не были разрушены каким бы то ни было образом единство и полнота Церкви, что считаем не меньшим злом, чем создавать ереси»[9, с. 35-36]. Интересно, что итоговые документы Совещания изъявил желание подписать католикос-патриарх всех армян Георг IV[1, с. 64].
Резолюция по вопросу «Ватикан и Православная Церковь», констатируя догматические заблуждения, а также сопричастность Римской курии чуждой христианству антинародной политической борьбе, ведущей к развязыванию новой войны, заключает:«Весь христианский мир и все истинно-верующие католики должны осознать, в какую пучину их ведет современное папство.Все христиане, без различия наций и вероисповеданий, не могут не заклеймить… политику Ватикана, как антихристианскую, антидемократическую и антинациональную»[4, с. 372].
Резолюция по экуменическому вопросу заключает отказ Православных Церквей, представленных на Совещании, принять участие в первой Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей 1948 года в г. Амстердаме. Отрицательный ответ был вызван тем, чтоучаствуя в экуменическом движении на современном его этапе, «Православию предстоит… соблазн — уклониться от искания Царства Божия и вступить на чуждое его целям политическое поприще»[4, с. 373].
Догматические различия и прежде всего противоречия в учениях о таинствах явились причиной, по которой Совещание не признало действительность рукоположения англиканской иерархии: «Вероучение, содержащееся в «39 членах» Англиканской Церкви, резко отличается от догматов, вероучения и предания, исповедуемых Православной Церковью; а между тем, решение вопроса о признании действительности англиканской иерархии должно, прежде всего, иметь в своей основе согласованное с Православием учение о таинствах[5, с. 375]. В резолюции выражено пожелание, чтобы Англиканская Церковь изменила свое вероучение с точки зрения догматической, канонической и экклезиологической и в особенности свое подлинное понимание святых таинств и более специально — таинства хиротонии[5, с. 375].
По вопросу о церковном календаре Совещание решило не изменять ныне принятой практики каждой Поместной Церкви в отношении неподвижных праздников, но ради укрепления православного единства установить для православного мира обязательное празднование дня Святой Пасхи по Юлианскому (старому) стилю[5, с. 30].
Помимо четырех резолюций Совещанием было принято «Обращение к христианам всего мира», которое призвалосплотиться в твердом решении противостоять всем начинаниям и действиям, противоречащим христианскому призванию и служению, и быть едиными[5, с. 32].
На следующий день, 18 июля, в воскресенье, в день памяти преподобного Сергия Радонежского все гости были приглашены в Троице-Сергиеву Лавру, где соборно совершили Божественную Литургию.
За монастырской трапезой состоялось закрытие юбилейных торжеств 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Именно здесь патриарх Московский и всея Руси обратился к гостям со своим заключительным и прощальным словом:«…Мы надеемся, что наши Гости, вернувшись к себе, будут с надлежащей убедительностью опровергать ту ложь, которая распространяется о нас, о нашей Церкви и лично о Московском Патриархе. Они скажут, что Русская Церковь живет полной жизнью, но она не имеет никакого поползновения подчинить себе другие, хотя бы и малые братские Церкви. Наша Церковь находится во взаимном общении совсеми Церквами, и каждой из них желает свободы и полного процветания»[10, с. 40].
Теперь уместным было бы отметить практические результаты трудов Совещания, которые еще раз подчеркивают его высокий авторитет и важную роль в деле единства Православия и общения с инославием.
Доклады русских богословов по вопросам Совещания, изданные к июлю 1948 г., Специальный выпуск «Журнала Московской Патриархии» с резолюциями и материалом торжеств и Совещания были посланы во все Православные Церкви, предстоятелям Англиканской, Старокатолической, Епископальной церкви Америки, Всемирному Совету Церквей. Ответные сообщения о получении этой литературы свидетельствуют о значительном интересе к Совещанию не только среди православной общественности, но также и инославного мира[2, с. 17].
Александрийской и Антиохийской Православными Церквами в повременной церковной печати были опубликованы сообщения о торжествах и Совещании в Москве. Патриарх Сербский Гавриил письмом на имя Святейшего патриарха Алексия сообщил, что информация о результатах Московского Совещания вызвала «у нашей иерархии, священства и паствы воодушевляющее впечатление и общую радость»[2, с. 19].Значительные труды к осуществлению решений Московского Совещания приложены были Румынской Православной Церковью. На пленарном заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви 18 октября 1948 года был заслушан рапорт делегации Румынской Церкви на Совещании в Москве и вынесено следующее решение:«Священный Синод… выразил радость, что это Совещание состоялось и является средством укрепления связей между Церквами и народами»[2, с. 19].В ноябре 1948 года материалы Совещания были направлены Блаженнейшему патриарху Тимофею с отбывавшим в Иерусалим начальником Русской Православной Духовной Миссии в Палестине архимандритом Леонидом. Последний позже сообщил, что 18 апреля 1949 года Русскую Духовную Миссию посетил представитель Блаженнейшего патриарха Тимофея архимандрит Наркис, который от имени патриарха Тимофея просил передать Святейшему Алексию, что Иерусалимская Патриархия к решениям и резолюциям Московского Совещания «полностью присоединяется»[2, с. 23].Представители Константинопольской и Элладской Церквей, приняв участие только в юбилейных торжествах, благодарили в своих письмах предстоятеля Русской Церкви за оказанное гостеприимство. Отношение же указанных Церквей к Совещанию выразилось в греческой прессе, которая горячо полемизировала о похищении будто бы Русской Церковью приоритета Константинополя в делах Церковного устроения[2, с. 23-24].
Обозревая отклики католического Запада, можно заметить, что сначала Ватикан стремился затушевать важность юбилейных торжеств и церковного Совещания в Москве. Так, официоз Рима «OsservatoreRomano» ограничился лишь кратким сообщением о юбилейных торжествах Русской Церкви[3, с. 38]. Но вскоре в католической прессе наметилось известное оживление: повсеместно стали появляться статьи, комментирующие решения Московского Совещания.
Газета «LaCroix» (№ 20 135 от 12 мая 1949 г.) в статье «Всеправославное Церковное Собрание 8—18 июля» поместила изложение доклада rev. P. deVries, произнесенного в большом зале папского Восточного института в Риме «О религиозном положении в России»[3, с. 38].Лектор, излагавший материалы (по замечанию редакции), «согласно правилам наиболее строгого исторического метода», считает созыв Совещания в Москве ни больше, ни меньше, как «этапом» в осуществлении вековой мечты Русской Церкви — получить значение «третьего Рима»; «на пути к этой грандиозной и химерической цели июльское Собрание 1948 года должно было, по мысли его организаторов, стать важным этапом»[3, с. 38].
Из решений Церковного Совещания в Москве особое внимание католических кругов привлекла резолюция об отношении Православия к политической деятельности Ватикана. По поводу этой резолюции возникли многочисленные и подчас отличные одно от другого высказывания.Из ряда газет и журналов с крайне непримиримой позицией, раздраженно оперирующих политическими аргументами в доказательство невозможности сближения католической и православной доктрин, особенно выделяется указанная выше статья газеты «LaCroix». Изложенный в этой статье доклад, обвиняя участников Совещания в «злой клевете» на Ватикан, утверждает, что Русская Православная Церковь распространяет атеизм[3, с. 39].Совершенно иной взгляд содержит «LesChretiensprennentposition» — газета католического «Союза Христиан-Прогрессистов», которая откровенно называет критику реакционной политики Ватикана совершенно справедливой[3, с. 39].
В Послании архиепископа Кентерберийского к патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 15 февраля 1949 г., в ответ на резолюцию Совещания в Москве по Англиканскому вопросу, утверждается, чтообе Церкви (Англиканская и Русская) имеют «глубокие взгляды на таинство нашей святой веры, и по многим данным эти взгляды сходны, ав некоторых случаях восполняют друг друга»[3, с. 40].А по поводу несходства в понимании некоторых догматических вопросов Послание продолжает: «Необходимо проверить… пункты различия, которые существуют между нами и увидеть, не возникают ли они по недоразумению»[3, с. 40].
Экуменическая Ассамблея в Амстердаме была проведена с 22 августа по 4 сентября 1948 г. Сообщение об отказе Православных Церквей участвовать в экуменическом движении зачитали на пленарном заседании 23 августа. Выступивший с рапортом Предварительного комитета генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей реформаторский пастор ВиссертХуфт заявил, что отказ некоторых Православных Восточных Церквей принять участие в экуменическом движении осознается «с большим сожалением»[3, с. 41].
Секция Ассамблеи, предназначенная определить значение Всемирного Совета Церквей для человечества, также имела суждение о решениях Московского Совещания. В докладе профессора Карла Барта откровенно говорится, что автора не волнует ни сожаление, ни негодование по случаю отклонения Православным Совещанием приглашения участвовать в экуменическом движении, но что в этом факте «должно признать всесильную руку Бога» [3, с. 41].
Таким образом, постановления Совещания в Москве достигли практических результатов. Сложно не согласиться с секретарём Отдела внешних церковных сношений А. Буевским в том, что «эти дни (8-18 июля 1948 г. – авт.) были и остаются яркой вехой в истории Православной Церкви, животворящим источником столь желанного прежде и воочию зримого единения во имя мира и любви» [2, с. 14].
Источники и литература
- А. Ш. Празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви // ЖМП. 1948. Специальный выпуск.
- Буевский А.К годовщине Совещания Предстоятелей и представителей Православных Церквей в Москве. Ч. I // ЖМП. 1949. № 8.
- Буевский А. К годовщине Совещания Предстоятелей и представителей Православных Церквей в Москве. Ч. II // ЖМП. 1949. № 9.
- Резолюция по вопросу «Ватикан и Православная Церковь» // РПЦ в советское время (1917-1991). Материалы и документы. Кн. 1/ Сост. Штриккер Г. М.: Пропилеи, 1995.
- Резолюция по вопросу «Об англиканской иерархии» // РПЦ в советское время (1917-1991). Материалы и документы. Кн. 1/ Сост. Штриккер Г. М.: Пропилеи, 1995.
- Речь председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г. Г. Карпова, произнесенная в Воскресенском храме в Сокольниках перед открытием торжественного юбилейного Собрания 8 июля 1948 г. // ЖМП. 1948. Специальный выпуск.
- Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, произнесенная в Московском Воскресенском храме в Сокольниках перед открытием торжественного Собрания, посвященного юбилейным торжествам автокефалии Русской Православной Церкви, 8 июля 1948 г. // ЖМП. 1948. Специальный выпуск.
- Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, произнесенная в Московском Воскресенском храме в Сокольниках перед открытием Совещания Предстоятелей и представителей автокефальных Православных Церквей 9 июля 1948 г. // ЖМП. 1948. Специальный выпуск.
- Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, произнесенная в Московском Воскресенском храме в Соколниках на заключительном пленарном заседании Совещания Предстоятелей и представителей автокефальных Православных Церквей 17 июля 1948 г. // ЖМП. 1948. Специальный выпуск.
- Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, сказанное в трапезной Троице-Сергиевой Лавры 18 июля 1948 года // ЖМП. 1948. Специальный выпуск.
- Телеграмма Председателю Совета Министров СССР Генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу Сталину, посланная в день торжественного открытия церковного празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви 8 июля 1948 г.// ЖМП. 1948. Специальный выпуск.
- Филарет (Вахромеев), митрополит. Внешние связи РПЦ: Доклад на Поместном Соборе 6-9 июня 1988 г. М.: Московская Патриархия, 1988.
- Церковные делегации на Юбилейных торжествах Русской Православной Церкви // ЖМП. 1948. Специальный выпуск.