Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Дорогие братья и сестры!

Мы рады приветствовать всех на страницах нашего сайта.

Мы обращаемся к вам, к вашим сердцам с просьбой помочь в восстановлении прекрасного храма в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, которому удалось вновь задышать, вновь открыть свои двери для прихожан, для всех, кто нуждается в духовной пище, в близости к Богу.

Если у Вас есть желание внести свою посильную лепту, помочь нам в благом деле восстановления храма, пожалуйста, присоединяйтесь! К великому сожалению, спонсоров и меценатов у нашего храма нет. Все делалось своими силами и предстоит сделать еще многое.

Храм есть дом Божий, куда можно прийти и в радости, и в скорби, где можно получить утешение и помощь, где можно попросить и поблагодарить. А главное – соприкоснуться с Любовью, где нас всегда ждут, всегда рады нам. Благотворители - это избранные Богом люди. Возводя Храмы, мы не просто поднимаем из руин памятники архитектуры — мы лечим наши души! Храм нуждается в Вашей помощи!

Пусть Господь хранит вас, ваших родных и близких, и пусть Божье благословение пребывает со всеми вами!

Архитектурный памятник в стиле «позднего барокко» - церковь Космы и Дамиана, строительство которой закончено в 1794 году. Церковь возведена в духе петербургского зодчества эпохи Растрелли. По «сходству почерка» предполагается, что и строил её один из учеников Растрелли.

Почему церковь решили возвести в совершенно нехарактерном для Калуги стиле – неизвестно. Это не просто пятикупольный, а пятибашенный храм. Пять фигурных подкупольных «свеч» как бы с «восковыми натёками» так же купно устремлены ввысь, как у Смольного собора в Петербурге. Церковь похожа именно на собор и даже удивительно, что стоит она на такой небольшой, тихой улочке (ул. Суворова) – и что район этот в XVIII веке был дальней городской окраиной.
Необычайная устремлённость ввысь – стремительный взлёт всех спрессованных вертикалей! – делает этот храм одним из лучших образцов «европейского» барокко в России. Он стал высочайшим шедевром позднего барокко – подобно тому как построенный за век до него храм Георгия за верхом был и остаётся шедевром периода зарождения барочного стиля на Руси, самого перехода от посадского стиля к барокко. Эти две церкви символически отметили собой начало и конец огромной эпохи.
Основной объём храма имеет в плане лепестковое основание – единственный пример такого построения из всех калужских церквей. Высоту собора как бы подчёркивают шесть ярусов окон разной формы (а иногда – ниш, заменяющих окна). Здесь почти нет пышных узоров, характерных для барокко – весь орнамент составляют воздушно-ажурные очертания самого церковного силуэта. Стены храма белы, но от красных кровель и чёрных куполов он кажется многоцветным – особенно издали. Целый каскад из ярких кровель, горизонтально разлиновавших стены и башни, смотрится великолепно. 
Как ни высок сам храм, многоярусная колокольня над его западным крыльцом ещё выше. По вполне «калужской» традиции, она увенчана шпилем. Все калужские шпили – поменьше санкт-петербургских, но являются знамением той же эпохи. Когда-то колокольня стояла отдельно, но встроенная позже большая трапезная соединила её с храмом.

Даже по тем временам это была очень дорогая церковь. Она обошлась городу и прихожанам в 70 тысяч рублей серебром и была одной из самых богатых в Калуге.