Накануне вечером, в четверг Первой седмицы, в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге завершилось чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, которое возглавил настоятель храма протоиерей и Сергий Третьяков в сослужении клирика храма иерея Иоанна Нестерова.
23 февраля, в пятницу Первой седмицы Великого поста, в храме святых бессребреников Космы и Дамиана прошли уставные богослужения – утреня, часы и Литургия Преждеосвященных Даров, которую совершил настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков в сослужении иерея Иоанна Нестерова.
Согласно уставу, за богослужением, после заамвонной молитвы, было совершено молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с чином благословения колива – особой постной пищи, состоящей из вареной пшеницы, с добавлением меда и фруктов. Традиция такого освящения весьма древняя и несёт в себе глубокий нравственный смысл.
Из проповеди святителя Иннокентия Херсонского мы узнаём историческую основу данного святого обряда и его нравственное значение в жизни каждого христианина. Во второй половине IV века к власти в Римской Империи пришёл Юлиан, за отречение от христианства и гонение на последователей Христа прозванный Отступником. Явного гонения на христиан он не поднимал, — не по жалости к ним, а по уверенности в его безуспешности; вместо этого тотчас началось гонение тайное. Богоотступник то низводил христиан с должностей и достоинств, якобы противных их смирению; то лишал их достояния и имущества, якобы несовместных с нищетою Евангельской; то запрещал учиться наукам, под предлогом, что все нужное для христиан содержится в их Евангелии, то вызывал из заточения еретиков, чтобы кознями их смутить Церковь Христову. Между этими хитрыми средствами Юлиан умыслил и следующее. Наступала Четыредесятница христианская (Великий пост). Зная, в какой чистоте и воздержании проводят ее христиане, Богоотступник призывает градоправителя Константинопольского и велит ему тайно удалить на следующие дни с торжища все обыкновенные снеди, а предложить одно то, что было уже принесено в жертву идолам, и потому христианами почиталось за осквернённое. Никто не знал замысла, посему многие тысячи душ в самые святые дни осквернились бы вкушением того, что растворено было (так повелел Юлиан) кровью идоложертвенной. Это составило бы для них предмет сожаления на всю жизнь, а для Юлиана, или паче сказать, сатаны, им двигавшего, это была бы радость и торжество великое. Тот же отступник, по исполнении замысла, не преминул бы разгласить в слух всего света, что последователи Иисуса Назарянина (так называл он Господа) во время самого поста их употребляли в пищу идоложертвенное. Господь всегда хранит Своих верных последователей. Поэтому ночью Константинопольскому епископу в видении явился великомученик Феодор Тирон и раскрыл ему злой умысел нечестивого императора. Святой повелел передать христианам, чтобы они не покупали ничего съестного на рынке. «Чем же питаться им в таком случае?» — возник резонный вопрос. Запасами пшеницы, хранившимися у некоторых из христиан. Православные были спасены от осквернения во время Поста: пшено раздали, сварили из него коливо (другие названия: кутия или сочиво) — пшеничную кашу с добавлением мёда и фруктов. Воспоминание этого события через века дошло и до наших дней, торжественно совершается каждый Великий пост после Божественной литургии в первую пятницу.
По окончании богослужения коливо раздавалось молящимся в храме.