Светлая суббота. Раздача Артоса

Слово Артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая (так как из него небыли вынуты частицы).

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

С Артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением Артоса.

22 апреля 2017 года, в Субботу Светлой седмицы, в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге была отслужена Божественная литургия, которую совершил клирик храма иерей Иоанн Нестеров.

Перед Крестным ходом, священнослужитель прочитал над Артосом молитву на раздробление, в которой просил «чтобы все, вкушающие артос, телесного и душевного благословения и здравия сподобились.» Затем Артос был раздроблен, напоминая всем, тем самым, о пяти хлебах, которыми Господь чудесно напитал в пустыне множество народа.

После Божественной литургии духовенство храма и прихожане прошли Крестным ходом вокруг храма.

После Крестного хода иерей Иоанн обратился к собравшимся в этот день в храме с просветительским словом. Затем артос был роздан прихожанам.

АРТОС

Употребление Артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На Артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

Освящается Артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения Артоса аналой с Артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с Артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление Артоса, Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос Воскресе!».

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх