Радоница. Поминовение усопших

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу — день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

Накануне вечером в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге вечернее богослужение совершил клирик храма иерей Иоанн Нестеров. В завершении богослужении, после первого часа была совершена заупокойная лития. В сам день поминовения усопших Божественную литургию возглавил настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков в сослужении иерея Иоанна Нестерова. В завершении Литургии была совершена панихида.

Далее протоиерей Серий произнес проповедь: «В сегодняшний день мы собрались в храме, чтобы почтить память наших усопших сродников. Но эта память срастворяется радостью пасхальной, которой мы делимся с ними… Учение Церкви о Втором, пришествии Господа утверждает, что некогда придёт Господь, поставит перед Собою всех, и праведных, и грешных, и тогда уже будет окончательный суд о каждом человеке. Церковное учение также говорит и о том, что те, кто переступил порог вечности, находятся в предощущении или вечных мук, или вечного блаженства. Но самое главное ведь, пожалуй, другое. По величайшему чуду, которое происходит на земле, чуду, которое совершает Господь по молитвам верующих людей, сейчас, здесь стоящих в этом храме или стоящих во всех храмах православных и молящихся Господу, чтобы Господь простил им грехи, — по нашим молитвам, Господь прощает им их грехи! Отпускает и очищает, и просвещает, и радует их общением с Собою», — сказал отец настоятель в своем пастырском слове.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22, 32).
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх