Протоиерей Сергий Третьяков: Деятельность Калужской духовной семинарии по подготовке противораскольнических миссионеров в конце XIX – начале XX вв.

Протоиерей Сергий Третьяков, кандидат богословия, проректор Калужской духовной семинарии по учебной работе, доцент кафедры библейских и богословских дисциплин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамианав г. Калуге

Деятельность Калужской духовной семинарии по подготовке противораскольнических миссионеров в конце XIX – начале XX вв.

Проверки семинарий Московского округа, куда входила и Калужская семинария, показали в разные годы (1815, 1843, 1866 и пр.- до 1901 г., когда больше внимания было обращено на поведение семинаристов) высокий уровень работы Калужской духовной семинарии (далее – КДС). Проверкой предусматривался анализ по части учебной, нравственной, экономической, по части управления. По части учебной отмечалось не только то, что предметы пройдены надлежащим образом, но и в представлении значилось, что «учащиеся, занимались прохождением своей должности с надлежащим рвением и успехом»[1].  

«Учебные предметы преподаны Наставниками Семинарии ученикам … сообразно конспектам, данным от Академического правления и расписанием, утвержденным Синодом… Испытания производились в положенное Уставом время не опустительно»[2]. Обучение в КДС готовило настоящих пастырей, способных служить в храмах и помогать своим прихожанам в совершенствовании нравственной и духовной жизни, укреплении в вере.  

Но издавна в силу близости Москвы и других причин калужская земля была населена не только православными, но и раскольниками. С 1821 по 1862 гг. отмечался уход в раскол священнослужителей Калужской епархии. Статистика бежавших в раскол священников была крайне неутешительной: 1821 г. – 2, 1822 г. – 4, 1823 – 2, 1824 – 1, 1825 г. – 3, 1826 – 2, 1827 – 3, 1828 – 6, 1829 – 5, 1830 – 4, 1831 – 3, 1832 – 3, 1834 – 4, 1835 – 2, 1839 – 1, 1843 – 1, 1857 – 1, 1858 – 1, 1859- 1, 1860 – 1, 1862 – 1.[3]            

Время диктовало внесение изменений в систему подготовки будущих пастырей. Насущность подобных нововведений объяснялась многими причинами: по-прежнему в Боровском, Калужском, Жиздринском и др. уездах Калужской губернии насчитывалось много раскольников. Но в указанный период подготовка миссионеров была затруднена, т. к.  не была предусмотрена обучением в КДС.  Расписание занятий даже для старших классов КДС основывалось на списке дисциплин, которые традиционно составляли основу обучения.

«С целью специального приготовления противораскольничьих  миссионеров преосвященный Григорий командировал в 1854 году на открытые митрополитом Григорием при СПб ДА противораскольничьи курсы священника Дм. Осиповича Беляева и студента  семинарии  Дм. Дм. Любимова. По выслушивании ими курсов, один из них, Беляев, был определен к соборной Лихвинской церкви, при чем ведению его, как противораскольничьего миссионера, были поручены 4 уезда, а другой Любимов, определен священником в г. Боровск, как самый крупный центр местного раскола». Опыт показывал, что этого в условиях Калужской епархии недостаточно. «Число раскольников увеличилось – доносил 1859 году боровский протоиерей Чертков»[4].    

При этом следует учесть, что «что время суровых отношений к раскольникам прекратилось, что действительно и было с восшествием на престол императора Александра II, хотя это изменение в первые годы царствования не было определено законом. Лишь Высочайшим указом от 20 января 1858 г. Раскол был изъят из исключительного ведения администрации и было повелено, чтобы все дела получили течение по общему установленному законом порядку…»[5].

Таким образом, устранение административных мер, требовало большего внимания со стороны городских и сельских пастырей, которые «боролись с расколом каждый в одиночку, пока не открыты были противораскольнические братства, соединяющие разрозненные силы для общей борьбы»[6] и для подготовки будущих пастырей, способных вести беседы с раскольниками. Такая подготовка была необходима в процессе обучения в КДС. Следует подчеркнуть, что инициатором этого был не архиепископ Григорий (Миткевич), как это значится в некоторых публикациях. В дореволюционных изданиях есть уточнения: «Мысль об открытии братства в Калуге принадлежит бывшему Ректору КДС, о. архимандриту Мясаилу…». Но еще до создания братства было начато проведение бесед с раскольниками.[7]

«Открытые 1 октября 1878 г. в семинарской церкви эти беседы имели выдающийся успех среди православных и раскольников.  Это обстоятельство побудило… упрочить беседы, а лучшим средством для этого представлялось  ему учреждение братства. Мысль о нем встретила деятельное сочувствие со стороны духовенства епархии, светского общества и особенно преосвященного Григория, который 6 февраля 1879 г. Утвердил выработанный отцом Ректором и членами-учредителями устав братства Св. Ап. Иоанна Богослова, а 25 февраля торжественно открыл его»[8].

«Совет братства «… желая поставить борьбу с расколом на твердую почву, в первом же своем заседании постановил ходатайствовать пред преосвященным об открытии на средства братства особой кафедры при КДС по русскому расколу для приготовления будущих пастырей церкви к борьбе с местным расколом, каковая и была открыта для учеников VI класса с 1879-1880 года». В беседах участвовали не только преподаватели КДС, но и ученики VI класса.[9]

Однако, такое положение дел не могло полностью решить вопрос с подготовкой будущих пастырей-миссионеров. Это объясняется тем, «что новый предмет, как не имевший официального характера,  не стоял в ряду с другими богословскими предметами, а потому учащиеся не имели в аттестатах  отметок по нему, что с одной стороны не благоприятно действовало на учеников,   не имеющих внешней побудительной причины заниматься особенно усиленно расколом, а с другой стороны ставило епархиальное начальство в неизвестность об успехах воспитанников Семинарии в знании его, побудило Совет о принятии кафедры раскола на общеепархиальные средства, соответственно указу Св. Синода от 15 октября 1872 года»[10].

Последствиями принятых мер было обращение Епархиального начальства в Синод. И в результате на имя Его Преосвященства поступил указ от 30 октября 1881 года за № 4184 «Об открытии в КДС самостоятельной кафедры по учению о русском расколе на местные епархиальные средства»[11]. В 1886 г. было принято Определение Святейшего Синода от 20 марта-26 июня того же года об открытии таких кафедр в семинариях (в итоге – в 40 духовных семинариях).[12] Открытие названной кафедры в КДС опередило многие епархии. В первую очередь это связано с острой необходимостью подготовки  учащихся для противораскольнической миссионерской деятельности. Предмет «Обличение раскола» был введен в учебные планы и расписание занятий семинаристов 6-х классов.[13] Занятия проводились 1 раз в неделю с проведением соответствующих испытаний с целью проверки знаний.[14] 

При этом в помощь учащимся семинарий и пастырей, которые на практике в своем приходе стремились не допускать влияния раскольников и по возможности обратить их в православие, в 1884 году определением Епархиального Начальства были названы специальные издания противораскольнического содержания, которые рекомендовались в качестве руководства.[15] Этой литературой была пополнена семинарская библиотека: «Беседы к глаголемому старообрядцу» митрополита Филарета, «Наставление священнику относительно заблуждающихся», «Книга о церкви и таинствах, служащую в увещевании глаголемых старообрядцев» и др.[16] В 1892 году были открыты отделения братства Иоанна Богослова в Калужском, Медынском, Мещовском, Жиздринском, Козельском уездах, где служили выпускники КДС.[17]

В начале ХХ века такая дисциплина как «Обличение раскола» стала традиционной в расписании занятий семинаристов, этот предмет преподавался в 6-м классе КДС.[18] Воспитанные в КДС миссионеры Жаров, Дударев и др. публиковали свои беседы со старообрядцами в местной православной периодической печати (до 1907 г. в Калужских епархиальных ведомостях, с 1907 в Калужском церковно-общественном вестнике).

Результаты успешности подготовки не только будущих пастырей, но и преподавателей церковно-приходских школ тоже отслеживались в указанных изданиях. Можно привести примеры со страниц печати: «Объявляется Архипастырское благословение Его Преосвященства: «Священнику с. Песоченского завода Димирию Чистякову за привлечение и присоединению к православной церкви четырех раскольников»[19].

В подтверждение того, что деятельность в церковно-приходских школах пастырей и учителей, закончивших КДС, играло важную роль в можно привести следующий пример: «…Особенно отрадно, в школе обучались 17 мальчиков, из раскольников деревни Малых Савок, отстоящей в 3-х верстах от завода. Мальчики эти, наравне с православными обучаются и закону Божьему и церковному пению и, по отзыву учителей Песоченских, по большим праздникам ходят в церковь и крестятся православным крестом, а на одном из них влияние школы отразилось добровольным обращением его к православной церкви. Так недавно, 15 марта, крестился мальчик из деревни Малых Савок ученик старшего класса Стефан Петров Левкин 14 лет принял православие в ц.с. Песочный Завод, где совершено было над ним миропомазание одним из местных священников. У мальчика этого живы родители, которые состоят в расколе. Дай Бог, чтобы таких случаев обращения в лоно православной церкви было больше»[20].

Можно привести примеры и из церковных документов, в частности храма святых бессребреников Космы и Дамиана Римских г. Калуги: Январь 1901 г. Присоединена к православию чрез таинство Миропомазания крестьянская девица Калужского уезда Тихоновской волости д. Ново-Скаково Екатерина Ивановна Кирпичева 21-го года, состоявшая в расколе. 2 марта. Присоединен к православию калужский мещанин Сергей Павлович Блинов, 30 лет от роду, состоял бегло-поповской секте.[21]

Даже в трудное время 1919 года священник  Александр Добров (выпускник  КДС 1900 г.) присоединил к православию несколько человек, о чем сообщил рапортом от 2 января 1920 года в Калужский епархиальный совет при епископе Калужском и Боровском: «С великой радостию  доношу Вашему Преосвященству, что  мною в прошлом 1919 году обращены в православие: 29 сентября гражданин с. Полотняный Завод Андрей Николаевич  Васильев и 6 октября гражданка с. Полотняный Завод Александра  Петровна Кованова… Особенно достойна внимания Кованова, она дочь закоренелого старообрядца начетчика, который жив и сейчас, перешла с полным убеждением правоты нашей православной церкви.  А всего мною с 1914 года переведено в православие 5 человек»[22]. Отец Александр был награжден за свое пастырское служение, в том числе и за обращение в православие раскольников.[23] 

Даже приведенные единичные примеры свидетельствуют о результативности деятельности священников, которая стала во многом возможна за счет введения в программу КДС дисциплины «Обличения раскола».  Своевременность введения этого предмета в подготовку будущих пастырей показала, что Епархиальной начальство Калужской епархии и руководство КДС объективно и правильно оценили местные особенности и состояние противораскольнических мер. То, что в числе первых семинарий России в свое время КДС ввела «Обличение раскола», позволило раньше (в сравнении сближайшими епархиями) и более целенаправленно проводить подготовку будущих пастырей в указанном направлении.[24]


[1] РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 1551. Л. 2 об.

[2] Там же. Л. 50.

[3] Приложение к ЕВ, 1863, № 17. С. 297.

[4] Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. Прошлое и настоящее местного раскола. Калуга. Типо-Литография Губернского Правления, 1900. С. 97.

[5] Там же. С. 103.

[6] Там же. С. 104.

[7] Там же. С. 116.

[8] Там же. С. 118.

[9] Там же. С. 120.

[10] Там же. С. 122.

[11] КЕВ, 1881, № 24, ч. о. С. 322-323.

[12] Церковный вестник, 1886, № 35. С. 69.

[13] ГАКО. Ф. 65. Оп. 3. Д. 2794. Л. 1.

[14] ГАКО. Ф. 65. Оп. 1. Д. 2807. Л. 37.

[15] КЕВ,1884, № 10, ч. о. С. 126.

[16] ГАКО. Ф. 65. Оп. 3. Д. 1457. Л. 4.

[17] Приложение к ЕВ, 1892, № 2, приложение к уставу Калужского церковного братства св. ап. Иоанна Богослова с. 1-17.

[18] ГАКО. Ф. 65. Оп. 3. Д. 2792. Л.  7.

[19] КЕВ, 1883, № 1, ч. о. С. 6.

[20] Приложение к ЕВ, 1891, № 8. С. 302-303.

[21] ГАКО. Ф. 33. Оп. 4. Д. 305. Л. 201-204.

[22] ГАКО. Ф. 1267. Оп. 2. Д. 1220. Л. 5.

[23] ГАКО. Ф. 1267. Оп. 2. Д. 2281. Л. 57.

[24] Церковные ведомости. 1888, № 26. С. 163.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх