Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня – православный праздник в первый день Успенского поста, который совершается 14 августа по григорианскому календарю. Русское название праздника «происхождение» – не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».

Первоначально этот праздник отмечался в Константинополе. Греческий часослов 1897 года сообщает об истории установления праздника следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста». 14 августа Крест снова возвращался в царские палаты.

Накануне вечером в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков совершил Всенощное бдение с выносом Креста. На утрене во время пения Великого Славословия был совершен Чин выноса Креста.

Затем под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» было совершено поклонение Кресту.

В сам день праздника настоятель совершил служение Божественной литургии, по окончании которой был совершен праздничный молебен с чином освящения меда. В завершении молебного пения было совершено поклонение Кресту. Затем священнослужитель окропил всех верующих святой водой, поздравил с праздником и произнес проповедь о значении поклонения Кресту.«14 августа Православная Церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться…Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати. После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует». Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, это не должно собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день. Просто нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм», — сказал настоятель в своем пастырском слове.

Закончился богослужебный день вечерней c чтением акафиста Животворящему Кресту Господню.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх