Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Престольный праздник храма святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге

Спас Нерукотворный — образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер свой лик. Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск.

Главный престол храма святых бессребреников Космы и Дамиана освящен в честь Спаса Нерукотворного.

Накануне престольного праздника настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков совершил Всенощное бдение с литией в сослужении клирика Калужской митрополии иерея Максима Мильмана. На плиелее духовенство и верующие пропели величание: «Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистаго лица Твоего/ преславное воображение». Затем величание пропел хор под управлением Алексея Орлова: «Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим образ Твой святвй,/ имже нас спасл еси/от работы вражия».

Прикладываясь к иконе Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, верующие были помазаны святым елеем.

В сам день празднования перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа Божественную Литургию возглавил настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков. Его высокопреподобию сослужили клирики Калужской митрополии: протоиерей Димитрий Новаковский – духовник Калужской Православной гимназии, иерей Игорь Горня – руководитель епархиального отдела по религиозному образованию, иерей Андрей Беловинцев – руководитель епархиального отдела по работе с молодежью и священник Максим Мильман. По окончании Божественной Литургии перед иконой НерукотворногоОбраза Иисуса Христа и Плащаницей Божией Матери был совершен праздничный молебен, а затем Крестный ход с чтением Святого Евангелия. Подходя ко Кресту все верующие получили благословение и отец настоятель произнес пастырское праздничное слово

Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа «Спас на убрусе» лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа — лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Появление иконы «Спас на чрепии» объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь ЭдессыАвгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на «доску негниющу» и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.

На иконах «Спас на чрепии» нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архиварияХаннана (Ананию) с письмо, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола. Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой. Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретен, когда город Едесса был осажден персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т.н. Чрепие. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах. Начиная с 843 года праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.

Перенесение в Константинополь

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери. В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, метонахождение его не было известно и о нем забыли. Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом «Учение Аддаи». Евагрий Схоластик упоминает его в «Церквной истории» и называет образ «богозданной иконой». Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх