Неделя 26-ая по Пятидесятнице

Накануне вечером Всенощное бдение совершил настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков в сослужении иерея Иоанна Нестерова. Божественную литургию в сам воскресный день отслужил отец Сергий и обратился к прихожанам с проповедью на воскресное евангельское чтение. 
Нередко жители Палестины приходили со своими спорными проблемами и неразрешимыми тяжбами к уважаемому в обществе человеку. 
В один из дней, когда Господа окружали тысячи людей и Он учил их евангельскому пути жизни, среди народа нашелся человек, который сказал: «Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство» (Лк 12:13). 
Христос не стал вмешиваться в спор из-за денег. Но эта просьба, дорогие братья и сестры, послужила Ему поводом рассказать своим последователям, как им относиться к материальным ценностям. 
Людям не бедным Господь наш Иисус Христос рассказал притчу. Он обратил их и нашу с вами мысль в сторону некоей действительности, до этого ускользавшей от их восприятия. Притча, или иносказание, очень хорошо делает далекое – близким, приглашает выйти за пределы личного горизонта, открыть для себя нечто новое и научиться понимать его. 
Сегодняшняя притча, прозвучавшая за литургией Слова – о безумном богаче, который получил хороший урожай и стал мечтать: «Вот, что я сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк 12:18-19). 
Ни в какой другой притче нет столько местоимений «мой» и «мне». Однажды у одного школьника спросили, к какой части речи относятся «мой, моя и мое». И он ответил: «это агрессивные местоимения». Безумный богач жил исключительно для себя, только о себе думал, жил в мирке, который с севера, юга, востока и запада был ограничен им самим. В его вселенной было слишком много личных «я». Его мир был агрессивным и эгоцентричным. Когда его посетило изобилие, он даже не подумал о других людях; вместо счастья и радости поделиться с людьми тем, что дает Бог, он пытался сохранить и удержать все у себя и для себя: для своего веселья, для своего личного покоя и изобилия. 
У римлян была поговорка: «Деньги – это морская вода». Это значит, чем больше человек пьет соленую воду, тем больше жажда мучает его. Среди пыток, применявшихся к нашим соотечественникам в сталинских тюрьмах, описанных Солженицыным в его опыте художественного исследования «Архипелаг Гулаг», пытка соленой водой была одной из самых медлительных и мучительных: хотелось все больше и больше пить, но с каждым глотком жажда становилась только сильнее. То же происходит с человеком, искушаемым богатством и относящимся к материальным благам, как безумный богач, стремящийся иметь все больше и больше, уничтожающий вокруг себя природу, истощающий безмерно недра земли, загрязняющий воздух, воду, землю исключительно ради одного – безумного богатства, алчности, денег. 
Безумный богач думал только о своей земной жизни, о каких-то всего нескольких десятках лет, в которых он и заключал всего себя. 
Ну а как же итог жизни? А как же вопрос – что станет итогом всего того, что было жизнью для меня? 
Примечателен здесь ставший почти хрестоматийным диалог одного молодого честолюбца с пожилым человеком. «У меня будет хорошая профессия», – сказал честолюбивый юноша. «Ну, а что потом?» – спросил его пожилой. «Я заведу собственное предприятие», – ответил молодой. «А дальше что?» – спросил пожилой. «Я накоплю много денег», – ответил молодой. «А затем?» – спросил пожилой. «Ну, когда я постарею, я, наверное, оставлю его, пойду в отставку и буду жить на заработанные деньги». «А потом что?» – спросил его пожилой. «Ну, наверное, когда-то я умру». «А после того что?» – услышал он последний сверлящий душу вопрос. 
Человек, который уклоняется в жизни от этого вопроса, однажды подвергнется самому страшному шоку. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. 
В нашем городе, не говоря уже о стране, немало очень богатых людей. Но лишь единицы из них понимают, что труд человека – это то, что надо отдавать другим и трудиться прежде всего для других. Как правило, те, кто может позволить себе выбросить на развлечения миллионы за один вечер, покупать виллы в разных частях мира и хвалиться дорогими яхтами – часто не способны откликнуться на зов нуждающихся: для этих безумных богачей существует только свой мир, другого мира для них просто нет. А стяжание богатства для них – не что иное, как попытка заполнить бездонную пустоту жадного, надменного, окаменевшего и опустошенного сердца. 
Но есть и другие люди. Они понимают, что жизнь для себя – это тупик, пустота, что жизнь нормальна, радостна и наполнена счастьем лишь тогда, когда человек отдает плоды своего труда другому, живет ради другого. Это касается не только миллиардеров. Это касается и каждого из нас. 
На нашем пути нас подстерегают искушения накопительства, любви к деньгам, которые заслоняют Бога на пути нашей жизни. Идолопоклонническое служение материальным благам грозит разделить людей, отделить от других, обедняет человека, делает его несчастным, ненасытным, поглощенным жаждой обладания и власти, погружает в иллюзии, в итоге отнимая абсолютно все. 
Мне искренне хочется пожелать всем нам жизнь свою растворять любовью, жертвой, деятельной помощью, состраданием, человеческим участием в судьбах других людей. 
И тогда, пройдя через закат земного бытия и переступив порог, ведущий в вечность, вы увидите и опытно поймете, что последнее слово принадлежит не смерти, а Самому Богу и Его Любви – источнику той самой любви, которую вы не боялись дарить другим и которая через смерть ведет к жизни вечной. Аминь. 
Архиепископ Гатчинский Амвросий

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх