Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении

Накануне воскресного дня в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков совершил Всенощное бдение.

В сам воскресный день протоиерей Сергий совершил служение Божественной литургии. По прочтении воскресного Евангельского чтения, священнослужитель сказал проповедь:

«Сегодня мы слышали отрывок из Евангельского чтения: «Один из фарисеев, законник, искушая Иисуса Христа спросил Его: Учитель, какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф.22. 35—46).Было это уже в последние дни земного служения Христа, и все, кто там, в Иерусалимском храме, о чем-нибудь Его спрашивали, делали это для того, чтобы уловить Его в слове, пытаясь в Его ответах найти какой-то повод для обвинений против Него. Но о человеке, который задал этот вопрос, Христос хорошо отозвался. Из параллельных мест в других Евангелиях мы с вами помним, что в конце Господь сказал ему:не далеко ты от Царствия Божьего. То есть он не был еще в Царствии Божьем, он не имел Царствия Божьего внутри себя, но он был недалек от него, и, значит, этот вопрос исходил из здоровых побуждений. Он не верил в Христа до конца, он не знал, — сомневался, — Кто Это, но он Его спрашивал действительно с желанием услышать истину, а не обвинить Христа в чем-то.Что же стоит за вопросом — какая наибольшая заповедь в законе? В Ветхом Завете было много заповедей. И если бы Христос ответил, что главная заповедь – первая: Я Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Втор. 5, 6-7), — тогда вся эта публика, которая распяла Христа, была бы оправдана, — они все верили в Единого Бога, и язычниками не были. Так и у нас сейчас многие говорят: «Я понимаю, что живу по-свински, но я православный, — в отличие от других, которые живут так же». А может быть, этот законник ожидал услышать, что главная заповедь – не убивай. В этом случае большинство из нас с вами легко оправдались бы. Мы духовной жизнью живем в четверть силы, а то и меньше, зато никого не убивали. Будь первой заповедью эта – так можно было бы дальше и жить. Но в ответ он слышит ту заповедь, которая совмещает в себе все прочие заповеди, — на которой они все утверждаются: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим, и возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Мы с вами особенно должны обратить внимание на то, что заповедь о любви к ближнему стоит на втором месте после заповеди о любви к Богу; и еще на то, что она именно стоит там, на втором месте. Потому что одно без другого не действует и не существует. Мы не можем по-настоящему любить ближнего, если Бога не любим.

Как полюбить Бога? Прежде всего надо научиться быть благодарным. Благодарить за то, что Творец даровал тебе эту жизнь с каждым ее дыханием, за то, что ты вызван Создателем из небытия и обрел возможность чувствовать, мыслить и понимать. Благодарить за тихие и чистые радости, которые Господь посылает каждому человеку. Благодарить за красоту и величие этого мира, который Вседержитель создал ради тебя, благодарить за долготерпение, с которым Правосудный Бог, несмотря на совершаемое тобой зло, длит твои земные дни, ожидая покаяния и исправления твоего. Благодарить и за скорби и страдания, понимая, что Небесный Отец попускает их для пользы твоей души, очищения ее от скверны греха. Наконец, благодарить за вечную блаженную жизнь в Царстве добра и света, уготованную тебе Всемилостивым Господом, если ты научишься благодарить и любить его.Любящий никогда не оскорбит любимого. Нельзя любить Бога и коснеть в грехе, ибо грех есть оскорбление Божества и отлучение от Него.

Любовь, переполняя сердце, изливается в прекрасных словах и поступках. «Самое высокое внутреннее требует внешнего как выражения и как облачения своего. На деле оно и не бывает никогда одно, а всегда в союзе с внешним; только в ложных теориях отделяют их», – говорит святитель Феофан Затворник. Красота и величие православных богослужений, священная поэзия молитв, дела и подвиги благочестия – выражение нашей любви к Богу.

Возлюбить Бога – это значит породниться с Ним, уподобиться Ему. Всесовершенный Господь чужд всякой нечистоты и несовершенства – и мы должны очиститься и украситься добродетелями. Бог Всеблаг – и мы должны сделаться милостивыми и милосердными. Отец Небесный возлюбил всех людей без изъятия – и мы должны любить ближних своих, как самих себя.

Как без любви к ближним невозможна любовь к Богу, так без любви к Господу добрые отношения между людьми неминуемо предстают в кривом зеркале низменных побуждений: тщеславия или корысти, лицемерия или угодничества.

Мы видим, как в лишенном веры обществе предается поруганию даже естественная любовь. Сердца молодых родителей черствеют к детям, которые «мешают им наслаждаться жизнью». Взрослые дети подчас смотрят на родителей как на «дойных коров», источник дополнительных денежных средств, и как на бесплатных нянек. Известно множество случаев просто вопиющего отношения таких детей к престарелым отцу и матери. Так в мире, утратившем святыню веры, постепенно вообще не остается ничего святого.

Преподобный авва Дорофей говорит, что, как точки внутри круга сближаются между собой по мере приближения к его центру, так и люди становятся ближе друг другу при приближении к Средоточию мироздания – Господу Вседержителю.

Одним словом, любовь к ближнему – это то поле, где стоит наш с вами крест, который нам предстоит нести, и в котором – наше спасение. И мы помним слова апостола Иоанна Богослова – Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20) Но есть у апостола Иоанна и другие слова – что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его (1 Ин. 5, 2).

Дорогие мои, устремимся же всем сердцем, всей душою, всем помышлением, всей крепостию к стяжанию этой высочайшей из добродетелей, Божественной любви, соделывающей людей воистину детьми Господа Всевышнего и наследниками Царства Небесного».

В завершении богослужения был совершен молебен и чин поклонения Кресту.

За богослужением пел хор под управление регента- Третьяковой Н. Ю.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх