Богослужения первой седмицы Великого поста

В продолжение Первой седмицы Великого поста в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге ежедневно совершались богослужения.

В понедельник, вторник и четверг утреннее богослужение состоит из последования утрени, 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов с изобразительными и вечерни. Литургия не совершается. В завершение богослужения священнослужители по песнопении «Совет превечный…» совершали заупокойную литию.

В среду и пятницу утреннее богослужение состоит из утрени, часов, изобразительных и Литургии Преждеосвященных Даров.

По вечерам в 17.00 на Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста читался по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста будет читаться в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими так же, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем.

По традиции, во время чтения 69-го псалма священнослужители в епитрахили вышли на середину храма, к аналою с приготовленным текстом Великого канона прп. Андрея Критского. 

Великий канон состоит из 250 тропарей, и Великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием в ветхом и Новом Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Почему же Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост — это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жизни.

Великим постом каждый день — с вечера воскресенья по пятницу читается молитва преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

(земной поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

(земной поклон)

Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков. Аминь. (земной поклон)

Затем 12 поясных поклонов с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго»

Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

Основные особенности богослужения Великой Четыредесятницы:

  • За седмицу дважды прочитывается вся Псалтирь. Кафизмы читаются не только на вечерне и утрени, но и на часах. 
  • На всех службах читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. 
  • На утрени поется «Аллилуия» со стихами из книги пророка Исайи вместо «Бог Господь», а затем вместо тропарей праздника или святого поются тропари, которые называются «Троичны песни», того гласа, на который поются песнопения Октоиха этого дня. На каждый глас и день таких тропарей по три. Исключение составляют дни празднования особо чтимых святых, храмовые праздники, праздник Благовещения.
  • На утрени канон читается с песнями Священного Писания (расположены они в Ирмологии). Вместе с каноном читаются трипеснец Триоди.
  • На утрени Великое славословие всегда читается.
  • На 6-м часе и на вечерне положены чтения из Ветхого Завета — паремии.
  • На часах вместо обычных тропарей поются тропари часов с поклонами. 
  • Часы совершаются следующим образом: 1-й час присоединяется к утрене. Отдельно читаются 3-й, 6-й, 9-й час, затем изобразительные и вечерня. Изобразительные начинаются сразу с пения «Во царствии Твоем помяни нас, Господи», поются Блаженны и потом трижды с поклонами поется «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Причем, поется, как сказано в уставе «косно » (т.е. медленно) и «со сладко пением». Затем служится вечерня. 
  • В конце вечерни поются с поклонами тропари: «Богородице Дево…», «Крестителю Христов, всех нас помяни…», «Молите за ны, святии апостоли, святии вси…».
  • После вечерни служится заупокойная лития.
  • Вечером совершается Великое повечерие, за исключением лишь нескольких дней, когда положено служить Малое повечерие. 
  • В дни Великого поста Литургия, на которой совершается освящение Даров, Евхаристия, служится только по субботам и воскресным дням, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. По субботам и в день Благовещения служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, по воскресеньям — литургия святителя Василия Великого. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров (также эта Литургия служится в четверг 5-й седмицы, в первые три дня Страстной седмицы и в иные седмичные дни Великого Поста, если на этот день приходится праздник великого святого или храмовый праздник). Связано это с тем, что Евхаристия наполнена высокой радостью о Христе Спасителе, это духовное торжество, Пир веры. Литургию, на которой совершалось освящение Даров, древние христиане называли Пасхою. Но эта высокая радость не согласуется с сокрушением и печалью, с какими должно проводить дни Великого поста. Но поскольку постящимся все же необходимо укрепление Небесною пищею Тела и Крови Христовых, то совершается Литургия Преждеосвященных Даров, чтобы мы могли приобщаться Святых Таин. 

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх