В августе празднует Церковь конец земной жизни Марии, смерть Её, которую называют Успением: словом, в котором соединяются сон, блаженство, мир, успокоение, радость.Успение Пресвятой БогородицыЦерковь поминает смерть Той, чей Сын победил смерть, воскрес из мёртвых и нам даровал обещание последнего воскресения и торжества жизни неумирающей.
Накануне праздничного дня, в субботу вечером, в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков совершил Всенощное бдение с литией. На полиелее перед Плащаницей Божией Матери священнослужитель и верующие пропели величание праздника:
«Величаем Тя,/ Пренепорочная/ Мати Христа Бога нашего,/ и всеславное славим// Успение Твое».
В сам день праздника Успения Богоматери протоиерей Сергий совершил служение Божественной Литургии. На сугубой ектенье были прочитаны особые прошения и молитва о мире и умирении вражды на Украине. По окончании Божественной Литургии был совершен праздничный молебен с пением коленопреклонённой молитвы Божией Матери.
Затем отец настоятель поздравил всех верующих с праздником и произнес проповедь. «Не только мы с вами, но и весь христианский мир славит и преклоняется пред Непорочною и ПречистоюДевою Богородицею, Матерью Господа нашего Иисуса Христа… И невозможно выразить никакими словами Неизреченное Ее величество. Не смертью, а блаженным успением называем мы кончину Пресвятой Богородицы…Успение Божией Матери придает совершенно новое значение переходу человека из этой жизни к жизни вечной. Успение – человек засыпает для того, чтобы встретиться с Господом еще более тесно в Царствии Небесном. Радость наполняла сердца людей и ангелов, которые провожали Божию Матерь в этот путь…На Ней исполнились слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24)… Но после Своего Успения, Она не только не отдалилась, но сделалась самой близкой к людям. Не дано нам видеть Матери Божией своими телесными очами, но тем не менее мы можем ощущать Ее близость к нам. Каждый обращающийся в молитве к Пресвятой Деве не может не ощущать в своем сердце теплоту и радость от этой близости к себе нашей Заступницы и Молитвенницы. Безусловно, каждый из нас спешит в своих скорбях, в своих нуждах к нашей Молитвеннице и Заступнице, потому что твердо знает, что с одинаковой материнской любовью слышит Она не только человека целомудренного, но и кающегося грешника… И для отчаявшихся в жизни Она являет собой невозбранное пристанище… Никому не тесно в Ее любвеобильном сердце. Всех вмещает это сердце, и скорбящих, и обидимых, и алчущих, и обуреваемых, и больных различными болезнями… И пусть сегодня каждый из нас унесет в в своем сердце и в свой дом, в свою семью светлое воспоминание о сегодняшнем дне. Пусть сегодня каждый из нас унесет также и благодать, полученную здесь, и сохранит ее как можно дольше», — сказал о. Сергий в своем пастырском слове.
Далее под пение величания празднику священнослужитель и верующие приложились к Плащанице Божией Матери.
Господу нашему Иисусу Христу угодно было отметить кончину Своей Пречистой Матери во плоти человеческой как великое событие в истории Церкви и даже в истории мира.
Святая Церковь чтит Успение Пресвятой Богородицы двухнедельным постом, по строгости равным Великому посту.
Вы помните глубоко волнующие нас слова Господа нашего Иисуса Христа, висевшего на кресте, сказанные незадолго до страшного слова «совершишася»: «Жено! Се, сын Твой» (Ин. 19, 26), и, обратив взор Свой к любимому ученику Своему Иоанну: «Се, Мати твоя» (Ин. 19, 27).
И до смерти Своей жила Пресвятая Богородица с нареченным сыном Своим Иоанном, и в большой горнице дома его совершилось великое Успение Ее.
Она лежала на смертном одре, в возглавии которого блистала неземным светом райская ветвь, принесенная Пресвятой Богородице архангелом Гавриилом за три дня до Ее смерти. Возле смертного одра Пресвятой Богородицы сидел Ее нареченный сын апостол Иоанн и следил за Ее затихающими вздохами.
Внезапно горница Пресвятой Девы стала небом: она наполнилась облаками, на которых были чудесно принесены святые апостолы, проповедовавшие во всех концах тогдашнего земного мира. С последним вздохом Богородицы, погасла райская ветвь и продолжали гореть только погребальные свечи…
И тут свершилось чудо: с целым сонмом ангелов сошел с небес к одру Своей Пречистой Матери по плоти Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, чтобы принять Ее святую душу. С Ней и с сонмом ангелов Он опять вознесся на небо — и остались одни апостолы.
Они воспели погребальные песни, окадили фимиамом тело и, подняв на рамена свои Ее одр, понесли его в Гефсиманский сад, где завещала похоронить Себя Пресвятая Богородица. Поставили тело усопшей в каменную гробницу, высеченную в скале, и закрыли ее большим плоским камнем.
По устроению Божьему, апостол Фома, проповедовавший в далекой Индии, был принесен на облаке в Иерусалим только на третий день после погребения Пречистой. В большом горе он просил апостолов хотя бы показать ему гроб Пресвятой Богородицы. Повели его в Гефсиманию, отвалили камень, закрывавший гробницу, и с изумлением увидели, что она пуста.
Но могло ли быть иначе?!! Мог ли Господь наш Иисус Христос допустить, чтобы тело Святейшей святых, Пречистый Храм Спасов, подверглось разложению и тлению наравне с телами всех грешных людей? О, нет, конечно, нет! Самая мысль об этом невыносима для нас.
И с глубокой верой принимаем мы, православные, и вся Римо-католическая Церковь непреложное предание Церкви о воскресении и вознесении на небо Пресвятой Богородицы.
Есть у нас и материальное свидетельство о глубокой древности и истинности этого церковного предания. В испанском городе Сарагосе, в церкви Св. Энграция хранится доселе каменный саркофаг, на котором вырезано изображение вознесения на небо Пресвятой Богородицы. Этот саркофаг стоит в Сарагосе с первой половины IV-го иска по Рождестве Христовом. И на некоторых древних русских иконах находим ясные следы веры давних наших предков в вознесение на небо Пресвятой Богородицы.
Очень важно нам правильно понять и запомнить слова тропаря великого праздника Успения Пресвятой Богородицы «..Во успении мира не оставила eси, Богородице…»
Ее кончина не была общей для всех людей смертью, о которой поется во втором антифоне литургии: «Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его» (Пс. 145,4).
У всех людей в момент смерти прекращаются все функции тела и души и теряются все связи с жизнью земной. Остается только вечная жизнь духа, освободившегося от связи с телом и душой. Этого не было при кончине Божией Матери. Только на время померкло сознание Ее и прекратилось дыхание Ее, но все функции святейшего тела Ее только изменились. Навсегда исчезла потребность во сне, пище и питии. Началась жизнь ангельская, но не прервалась связь духовная с миром земным, и истинно сказано в тропаре праздника: «..Мира не оставила еси, Богородице…» Она — всегдашняя молитвенница о нас пред Богом, Своим предстательством спасающая от вечной смерти — Заступница усердная рода христианского.
Будем же всем сердцем любить и чтить Ее как общую для всех смиренных и грешных Предстательницу о нас пред Ее Божественным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом. Ему же слава и держава со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом. Аминь.