15 февраля Церковь празднует Сретение Господне
В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.
Накануне праздничного дня Всенощное бдение с литией в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге возглавил настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков в сослужении клирика храма иерея Иоанна Нестерова. На полиелее духовенство и верующие пропели величание праздника:
«Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Пречистую Матерь Твою, / Еюже по закону ныне / принеслся еси в храм Господень»
В сам день Сретения Господа и спаса нашего Иисуса Христа протоиерей Сергий Третьяков в сослужении иерея Иоанна Нестерова совершил служение Праздничной Божественной Литургии.
Несмотря на будний день, храм был полон верующими, многие из которых сподобились в этот день причаститься Святых Христовых Таин.
Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы.Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: «Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком» (Лк. 2: 30–31).
Слово «сретение» в переводе со славянского означает «встреча». Христиане радуются долгожданной встрече со Христом, свершившейся некогда в Иерусалимском храме и происходящей сейчас в сердце каждого человека, ищущего Бога. Но Сретение – праздник, подразумевающий не только радостные переживания. Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказывает Ей будущие страдания Христа.
Во время Божественной литургии протоиерей Сергий Третьяков совершил Чин освящения свечей на Сретение Господне.
Обычай освящать свечи на Сретение Господне существует с древних времен, и это освящение стало уже традицией. В Православной Церкви с тех далеких времен сохранился «Чин благословения свещъ на Сретение Господне». В третьей молитве этого Чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир: излей благословение Твое на свещы сия, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сия светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостию Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».
Обычная церковная свеча от «сретенской» отличается только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Есть такое понятие, как освящение воды Великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня, и вода эта называется Великой агиасмой, т.е. «великой святыней», и имеет особую силу. Также и со «сретенскими свечами» – их освящают только раз в год особым чином. Сретенские свечи хранятся бережно весь год, православные христиане возжигают их во время домашней молитвы. Можно их возжигать и в особых случаях – например, во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог и волнений. Также есть обычай возжигать эти свечи Великим постом за богослужением: на каноне Андрея Критского, страстных Евангелиях и т. д. Церковь предостерегает верующих придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение. Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранить в себе на всем нашем земном пути. По мере того, как мы сберегаем и защищаем эту искорку веры в наших сердцах, мы противостоим силам зла, которые постоянно нас окружают и пытаются удалить нас от еще одного Светоча – света Вечной жизни, осеняющего этот путь.
Далее было совершено Славление Праздника, после чего священнослужитель поздравил всех верующих: «Из сегодняшнего праздничного дня мы с вами можем извлечь замечательный урок. В чем же состоит этот урок? Святые отцы свидетельствуют о том, что невозможна наша встреча с Богом в загробном мире, если эта встреча не произошла здесь, на земле. Именно поэтому мы должны приложить все зависящие от нас усилия, чтобы эта встреча произошла в нашей земной жизни. И Господь сделал для этого все возможное. Нам дана огромная возможность иметь Христа в своем сердце.Иисус Христос всегда ищет человеческое сердце, идет к нему навстречу. И нам следует спешить к Нему и в радости, и в горе. А наиболее важным местом наших встреч с Господом является храм. Здесь в Литургическом служении, в Таинствах и в каждой молитве происходит радостная встреча Господа с человеком», — сказал отец настоятель в своем пастырском слове.