10 августа Православная Церковь прославляет Смоленскую иконы Божией Матери.
Накануне
вечером Всенощное бдение совершил настоятель храма протоиерей Сергий
Третьяков в сослужении клирика иерея Иоанна Нестерова. В сам день
праздника Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста совершил
протоиерей Сергий, по окончанию – праздничный молебен.
Смоленская
икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит
«Путеводительница», по Церковному преданию, была написана
святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой
Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает,
что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя
Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим,
а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала
ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая
поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий
император Константин IХ Мономах (1042–1054), выдавая в 1046
году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына
Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После
смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру
Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую
соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того
времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В
1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный
воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество
врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве
мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику
святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск
находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта
София была выдана замуж за великого князя Московского
Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с
собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ
установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую
сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей
Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была
торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве
остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском
соборе, а другая – «мера в меру» – в 1524 году в Новодевичьем
монастыре, основанном в память возвращения Смоленска
России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими
слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602
году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666
году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для
поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной
стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным
шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная
церковь, а в 1802 – каменная.
Новый список
воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские
войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с
собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской
битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить
воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской
Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день
Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами
Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города
и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в
Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была
взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили
наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы
охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона
Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в
Смоленск.
Празднование в честь этого
чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в
память возвращения Смоленска России.