Рождество Иоанна Предтечи — один из великих праздников Русской Православной Церкви.
7 июля христиане вспоминают, как в семье праведных Захарии и Елизаветы родился будущий пророк.
Накануне праздничного дня в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков возглавил Всенощное бдение. На полиелее в центре храма перед чтимой иконой святого Пророка и Крестителя Господня отец настоятель и верующие пропели величание празднику:
«Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодовепреславное рождество твое»
В сам день празднования Рождества славного Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи протоиерей Сергий совершил служение Божественной Литургии. За богослужением пел хор под управлением Нины Третьяковой. Более 20 человек сподобились в день великого праздника причаститься Святых Христовых Таин. По окончании Литургии был совершен праздничный молебен, в завершении которого верующие вознесли молитвы к Пресвятой Богородице пред Ея чудотворной иконой «Достойно есть» и к честному Пророку Иоанну.
Далее отец настоятель поздравил всех с праздником и сказал проповедь на тему праздничного евангельского чтения: «В Евангелии от Луки мы читаем чудесную историю зачатия Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил явился его отцу — иудейскому священнику Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме. И возвестил ему рождение сына:«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». (Лк 1:13-17).Захария не поверил ангелу: ведь они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой.Елизавета была родственницей Девы Марии. Мария пришла навестить беременную Елизавету, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк 1:41).Как пишет евангелист Лука, Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Иисуса. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала сына Иоанном, и это очень удивило родственников: никто в роду не носил это имя. Но Захария, который все еще был нем, взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». В тот же момент священник снова обрел дар речи и сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу. После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. Как говорит легенда, Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов — хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Захария не выдал тайны, и его убили прямо в храме.По преданию, праведная Елизавета жила в пустыне вместе с сыном. После ее смерти Иоанн поводил свои дни в молитве и посте, так пророк готовил себя к проповеди о пришествии Мессии — Спасителя.Иоанн Креститель был воистину — небесным человеком и земных ангелом! Его покаянная проповедь была настолько сильна, что многие иудеи (и даже фарисеи) приходили креститься в водах Иордана.Своим личным примером, ангельской жизнью, святой Иоанн снискал славу Пророка…Желаю всем вам, дорогие мои, вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, и учиться, как живет настоящий, цельный человек, и хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка»,- сказал протоиерей Сергий в своей проповеди.
Слово в день Рождества Иоанна Крестителя
Иеромонах Иоанн (Лудищев)
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня празднуется рождество величайшего из людей, когда-либо живших на земле, – святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Церковь хранит память о всех событиях его жизни: о его зачатии, рождении, и о его миссии Крестителя Спасова (праздник Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и о его мученической смерти. И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.
Сегодня в Евангелии от Луки мы слышали, как праведному Захарии по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось войти в Храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. И Захария, увидев его, смутился, страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк.1: 9-13).
Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это смущение, говорит, что Захария, войдя в Храм Господень, молился только об одном – прощении грехов народа, а получил обещание разрешения бесплодной утробы. Он просил одного утешения, а получил другое; молился за народ, а назван был отцом сына. Захария более желал исцеления душ согрешивших. Он как бы говорит: народ, вне молящийся, ожидает меня с ответом от Царя небесного… через меня они приносили моления к Царю, прося прощения в грехах; об этом я молюсь, чтобы исполнить желание народа, чтобы показать действие своей чреды. А мне возвещается о рождении сына. Что за выгода для народа, если у меня будет сын? Что же — об этом я молился, или совершаю каждение в свою чреду ради того, чтобы перед народом высказать свою плодородность? Нет, я теперь уже нисколько не думаю о деторождении, я стар, ищу спасения народа и счастья племени, пленения врагов и благоденствия города, а не детского плача, пеленок и кормления: я нисколько не думаю об этом.
Праведный Захария не видит, что все, что он просил, он получает с избытком. Он молится только об иудейском народе, а ему благовествуется о том, кто все племена приготовит к спасению. Рождается начальник воинства Царя Небесного и предуготовитель освобождения мира от грехов. А Захария не верит и требует подтверждения словам Божиим. За свое сомнение и неверие Захария наказывается немотою, и он пребывал, как сказано в Евангелии, в молчании, ожидая рождаемого. Он вошел в храм, – говорит св. Иоанн Златоуст, – для освобождения других, а сам вышел осужденным. Принося богослужебное каждение, вынес знак изгнания.
И когда сын рождается, речь возвращается к отцу. Захария, постигая пути Промысла Божия, восклицает: «Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк. 1: 68).
Евангелие – это книга жизни, это живой голос Бога о нашем спасении. Нам заповедано постоянно поучаться в Писании. Евангелие – это книга, в которой мы учимся постижению Промысла Божия.
Как совершается дело нашего личного спасения? Оно совершается неприметным, не всегда сразу постижимым для нас образом, так же как было и с праведным Захарией. Мы молимся и о своем спасении, молимся и о спасении наших близких. И в нашей жизни случаются различные события – и скорбные, и радостные. Взирая на них, мы порой недоуменно вместе с праведным Захарией спрашиваем: а разве об этом я молился, разве этого ждал? Болезни, разочарования, потери друзей и многое другое сопровождают дни нашей жизни. Мы не понимаем, почему это с нами происходит. Один из подвижников писал своему чаду, находящемуся в тяжелых жизненных обстоятельствах: «Настанет момент в Вашей жизни, когда Ваше настоящее сделается прошлым, и тогда Вы с радостью будете вспоминать те трудности, которые Вам дали ощутить и свои плоды, и даже, быть может, будете жалеть о некоторых своих духовных состояниях, которые в других условиях Вы воспроизвести не сможете». И порой проходят многие годы, прежде чем мы начинаем уже по-другому смотреть на произошедшее с нами.
Душа наша как бы связывается на это время и сомнениями, и малодушием, то есть немотою, как было и с праведным Захарией. У преподобного Серафима Вырицкого есть удивительное произведение – «От Меня это было» (т.е. от Господа). Там есть такие слова, обращенные от Господа к человеку:
«Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что тебе приятно, которые тебя отстраняют, – От Меня это было. Я – Бог, располагающий обстоятельствами. Ты не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе предназначил.
Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению, – так вот смотри, Я поставил тебякак раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.
Разрушились планы твои, поник ли ты душою и устал – От Меня это было. Ты создавал себе планы, и принес их Мне, чтобы Я благословил их. Но Я хочу, чтобы ты предоставил Мне распоряжаться обстоятельствами твоей жизни…
Обманулся ли ты в друге своем, в ком-нибудь, кому ты открыл сердце свое… От Меня это было. Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы ты познал,что лучший друг твой Есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносил ко Мне и говорил Мне.
Посетили ли тебя неожиданные неудачи житейские и уныние охватило сердце твое, знай, что От Меня это было. Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоявсегда были пламенеющими пред очами Моими и побеждали именем Моим это душевное малодушие».
И мы так же нередко находимся в подобных обстоятельствах, и проходит время, и мы начинаем видеть в происходящем с нами Промысл Божий.
Когда наступает этот момент, то душа наша, уверясь, что все прошедшее с нами было Божественным посещением, радостно вместе с праведным Захарией восклицает: «Благословен Господь Бог… что посетил народ Свой и сотворил избавление ему». Аминь.