Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
«Давно, еще прежде сложения мира, предопределено было воплощение Бога, но до Пресвятой Матери не обреталось достойного вместилища для воплощения, а когда обрелось оно, то и воплотился Господь» Митр. Макарий «Догматическое Богословие»
Накануне праздничного дня в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков совершил Всенощное бдение с литией.На полиелее священнослужитель и верующие пропели величание празднику:
«Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим святых Твоих родителей, / и всеславное славим / рождество Твое»
В сам день праздника протоиерей Сергий совершил служение Божественной Литурии. По окончании богослужения был совершен праздничный молебен, в завершении которого верующие вознесли молитву Царице Небесной. Поздравляя всех с праздником отец настоятель сказал: «Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем день Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Сегодня мы вспоминаем первое из событий, ведущих к спасению нашего мира после грехопадения. Не зря этот праздник отмечается первым в церковном году, через неделю после новолетия. В Рождестве Матери Божией Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию. А святой Андрей Критский называет праздник Рождества Богородицы началом праздников, дверью к благодати и истине.Если мы с вами вспомним, то обетование о Спасителе, который избавит человеческий род от власти греха, было дано уже первым людям вскоре после грехопадения. Но прежде должна была пройти не одна тысяча лет, прежде, чем обетование исполнилось. Почему же медлил Господь? Ведь несомненно, что Он, всемогущий мог воплотиться в любое время, в любом месте, в чреве любой женщины. И вот здесь встает вопрос: «А любая ли женщина могла вынести такой Плод? Выносить Того, на кого «чины ангельские не смеют взирать», и при этом остаться в живых. Могла ли вообще среди мира, который погряз в грехах, родиться такая женщина?» И мы с вами понимаем, что невозможно, чтобы Господь не исполнил Своих слов. И вот начинается многотысячелетнее соработничество Бога и человека, описываемое в Ветхом Завете, из которого мы узнаем, что Божиим народом избран Израильский народ. И именно в этом народе, получившем все свои законы через Моисея напрямую от Бога, и должна была родиться та, которой суждено было стать Матерью воплотившегося Господа. Но и Израильскому народу суждено было немало пройти: многолетнее скитание по пустыне, тяжелое завоевание Обетованной земли, расцвет и богатство времен царей Давида и Соломона, невыносимый плен и возвращение, когда всё приходилось строить почти с нуля. И не всегда выдерживали люди эти испытания, но вера в будущего Мессию не оставляла их никогда. Именно поэтому в том обществе бездетность стала считаться отсутствием Божия благоволения. И как же тяжело было не возроптать на Бога бездетной паре, которая всю жизнь прожила, угождая Богу, но на склоне лет встречающей незаслуженное порицание от людей. Как часто, дорогие мои, возникает у нас соблазн похулить Бога, позволить себе перестать соблюдать заповеди. Но не такими были праведные Иоаким и Анна. Они, несмотря на все трудности, не оставляли богоугодной жизни и верили, что Господь их не оставит…И вот от таких людей, ничем не примечательных внешне, не имевших глубокого образования, не обладавших какими-то особыми талантами, кроме любви к Богу и людям, смирения и терпения, и рождается Та, Которая позже стала Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим. Если мы сравним Богородицу с Ее родителями, мы увидим в них одни и те же добродетели. Лишь одной добродетелью обладала Богородица, которой не могло быть у Ее родителей – это девство. Господь должен был родиться от совершенно чистой Девы, как вещал о том пророк Исаия, только такой чистый Сосуд мог вместить в себя Божественный Свет…И вот, когда, наконец, родилась Та, что была достой произвести на свет Спасителя…Уже тогда Всеведущий Господь знал, что такая Дочь, Дочь таких родителей, никогда не запятнает себя грехом, который бы помешал Ей стать его Матерью. Мы с вами, дорогие братья и сестры, живем в другую эпоху, когда, к сожалению, порицается не бездетность, а многочадие. Многие родители жалуются, что их дети вырастают грубыми, жестокими, непочтительными к старшим. Не зная, как этого избежать, они задаются вопросом, как нужно наказывать детей или наоборот поощрять. При этом нередко родители совершенно не стремятся работать над собой, часто требуя от детей того, чего сами не исполняют. Чему же удивляться, если в семьях, где родители не уважают друг друга и своих родителей, где не стесняются ругаться и сквернословить при детях, дети вырастают грубыми и эгоистичными. И каждый из нас знает, что в семьях, где царит любовь, взаимоуважение и благочестие, дети вырастают достойными людьми, и даже если поддаются соблазнам этого мира, то намного легче возвращаются к добродетели. Дорогие братья и сестры! Давайте хотя бы с сегодняшнего дня, начнем вглядываться в себя и, по возможности, исправлять свои недостатки, и благодать Божия будет со всеми нами и с нашими детьми, внуками, правнуками и последующими поколениями… И да поможет нам в этом Господь молитвами Пречистой Своей Матери и святых праведных Иоакима и Анны». Прикладываясь ко Кресту, все верующие получили благословение.
Иоаким и Анна поношения бесчадства, и Адам и Ева от тли смертный свободистася. Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и питательницу жизни нашея.(Кондак, глас 4-й).
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова — явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» (2-я стихира на «Господи, воззвах», глас 6).Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.