Опубликованы материалы XVI научно-практической конференции «Краеведение в сфере культуры и искусства»

Калужская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского опубликовала материалы XVI научно-практической конференции «Краеведение в сфере культуры и искусства», среди которых доклад настоятеля Архиерейского подворья – храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, мучеников Римских, в г. Калуге протоиерея Сергия Третьякова. Доклад посвящен истории и архитектуре храма.

История и архитектура храма святых бессребреников Космы и Дамиана г. Калуги. К 225-летнему юбилею

В истории Православной Калуги есть храм, своеобразие архитектуры и общего вида которого отмечалось как в дореволюционных  публикациях, так и в современных. Достаточно напомнить широко известные издания: «Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге  и  главнейшим центрам губернии» Дмитрия Ивановича Малинина[1], «Православные храмы Калуги» Виктора Ивановича Комиссарова[2].

Но этим не исчерпываются и далеко не заканчиваются исследования, связанные с историей храма в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Продолжается сбор архивных документов, которые позволяют добавить новые сведения по различным периодам дореволюционной истории этой калужской святыни. А буквально вчера издана книга «Храм святых Космы и Дамиана: страницы истории»[3], презентацию которой еще предстоит провести.

Данное выступление позволяет на основании результатов последних исследований остановиться на главных событиях и датах церковной летописи храма Космы и Дамиана, подтвержденных архивными документами. В начале этого списка стоит 1794 год, который в клировых ведомостях значится как год строительства нового церковного здания,  выделявшегося во все времена среди других храмов Калуги. «Церковь построена в 1794 году, каменная… Престолов в ней три: в холодной во имя Спаса Нерукотворенного Образа, в теплой правый во имя Св. Безсребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана, левый во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского»[4].    

Как известно, в предыдущий период, до 1794 года, храм находился в другом районе Калуги.  Никольский храм с приделом Космы и Дамиана был в районе Богоявленской церкви, а после пожара был построен храм в честь Нерукотворного Образа с приделом Космы и Дамиана. Многими исследователями подчеркивается, что вместо прежнего Никольского храма с приделами Космы и Дамиана, пострадавшего от огня, был воздвигнут каменный храм, освященный в честь Спаса Нерукотворного Образа с приделом Космы и Дамиана за старыми лавками[5]. Или – за кузницами.

Но генеральный план Калуги внес много изменений в общий вид города и различных его частей. Не следует считать, что в общий план градостроительных изменений не вносились изменения. Обратимся к двум вариантам плана Калуги 1778 года. На одном из самых ранних планов (1778 г.) храма в этом квартале нет, хотя, на  другом ­– того же периода (1778 г.) он обозначен на привычном для нас месте.

План — 1, 2

Таким образом, храм Спаса Нерукотворного образа с двумя приделами нашел свое постоянное на века место там, где он находится до настоящего времени. Первым был освящен придел Космы и Дамиана, за ним – Никольский, в последнюю очередь  прошло торжество освящения, как писали в те времена, «настоящей холодной в честь Спаса Нерукотворенного образа»[6]. Нужно подчеркнуть, что известная по многим источникам дата – 1794 год свидетельствует о завершении строительства, то внутренние работы и благоустроение не были завершены в названном году. Скорее всего, по причине освящения первым придела в честь Космы и Дамиана, в народе храм так и назывался. Хотя нельзя исключать и то, что святые были особо почитаемы.

С учетом изложенного выше, можно сделать вывод о том, что 1794 год – это год строительства церковного здания, которому требовалось внутреннее благоукрашение. По клировым ведомостям значится один храмоздатель – Филипп Иванович Белов (только в некоторых документах есть запись о доброхотных дателях – без фамилий). В уже упомянутых изданиях традиционно указывалось, что на построение храма была затрачена существенная по тем временам сумма – 70000 рублей, но нет дополнительных сведений о благородном жертвователе,  на чьи средства был построен храм.

По последним исследованиям в записях исповедных росписей и метрических книг был установлен Филипп Иванович Белов, проживавший в районе Богоявленской и Космодемьянской улиц, в дальнейшем после строительства нового храма у Московских ворот, переехавший в этот район. Он был многодетным: у него и супруги Агафьи Филипповны было пятеро детей. Есть предположения, что это именно тот Ф. И. Белов, который и был первым благотворителем Космодамианского храма. Но пока точных доказательств нет, нельзя исключать возможность того, что это полный однофамилец и тезка. Некоторые сомнения появляются и в связи с тем, что в 1794 году этому гражданину Калуги было 29 лет. Но сами по себе результаты исследований интересны…

Относительно красоты барочной  архитектуры храма  написано много, не будем цитировать известную и популярную краеведческую литературу.  Обратимся к мнению специалистов, производивших профессиональные исследования и отразивших свое мнение в историко-архитектурной справке:

«Церковь Космы и Дамиана в г. Калуге – одно из редчайших и замечательных произведений не только местного значения, но и шедевр общерусской архитектуры нового времени»[7]. На многих страницах описано своеобразие архитектурных решений, позволивших создать замечательный шедевр отечественного зодчества. Такая высокая оценка позволяет нам назвать храм жемчужиной православной Калуги.

Основной объём храма имеет в плане лепестковое основание – единственный пример такого построения из всех калужских церквей. Высоту собора как бы подчёркивают шесть ярусов окон разной формы (а иногда – ниш, заменяющих окна). Здесь почти нет пышных узоров, характерных для барокко – весь орнамент составляют воздушно-ажурные очертания самого церковного силуэта[8].

Здание по своим характерным особенностям приравнивается к таким известным храмам, как Андреевский собор в Киеве (1747-1764 гг.), Смольный монастырь в Санкт-Петербурге (1748-1755 гг.), собор в Козельце (1748-1757 гг.).

К сожалению, нужно констатировать, что автор проекта не установлен. По цитируемой уже справке: «Оригинальные особенности храма, очевидная выразительность его форм ставит вопрос об авторстве и ближайших аналогиях в национальном зодчестве XVIII столетия… Композиционный прием, близкий творчеству знаменитого мастера русского барокко В.В. Растрелли, позволяет предполагать, что автором этой церкви был кто-то из его учеников»[9].

3 – Детали барокко

Но при всех достоинствах проекта, по которому строился храм, нужно отдать должное и тем изменениям, которые происходили в дальнейшем. В летописи храма в датах и событиях они обращают на себя наше внимание:

1794 г. – построение церкви тщанием прихожанина калужского мещанина Филиппа Иванова Белова и доброхотных дателей.

1832 г. – вновь устроена колокольня (по документам в 1834 году – «еще совершенно не отделана», в других – 1836 г. – год  полного окончания внешней и внутренней отделки).

1834 г. – 1824 г. (по разным источникам)  распространены приделы (возможно, что дело все в том же, что упоминается выше).

4, 4а – общий вид без ограды

1842 г. – церковь благоукрашена росписью — «стены украшены расписанием».

1844 г. – на колокольне поставлена железная жестяная глава.

1862 г. – устройство галереи, соединяющей церковь и колокольню, на пожертвованные деньги.

1881 г. – стараниями церковного старосты и прихожан «главный иконостас, оставшийся без должного украшения с самого его устроения, возобновлен и вызолочен, благолепно украшен и чрез то приведен в должный и благолепный порядок и вид подобающий святыне Господней…»

1882 г. – наружный ремонт: «вся церковь снаружи отбелена и железная крыша вновь окрашена медянкою».

1882 г. – к церкви приписана часовня близ Московских ворот, устроенная Градским обществом в память 25-летия царствования покойного Государя императора Александра Николаевича.

1886 г. – тщанием доброхотных жертвователей «в приделах иконостасы вновь устроены и украшены резьбой и позолотой».

1888 г. – вся церковь расписана и живопись возобновлена.

1896 г. – открыто Приходское Попечительство «с  целию заботы о бедных прихода и приходской школе».

1898 г. – построено новое двухэтажное здание церковно-приходской школы.

1901 г. 26 июля – обращение КДК по проекту устройства каменных часовен по углам ограды.

1905 г. 5 апреля – акт осмотра ограды и при ней часовен.

1912 г. – ремонт здания церковно-приходской школы.

5 — Вид храма

По приведенным сведениям видно, что с 1794 года духовенство и прихожане храма не оставляли его своими заботами, предпринимая все необходимое для того, чтобы калужская святыня имела достойный внешний и внутренний вид. История сохранила имена многих достойных христиан – жертвователей: купец Семен Назарович Коротков, купец Иван Иванович Тащин, купеческие сыновья Павел и Николай Вереитиновы и другие. Помимо известных благотворителей нужно отметить, что прихожане по поучениям священнослужителей постоянно принимали участие в сборе средств на храм.

В рамках данного выступления невозможно остановиться на всех интересных страницах истории храма, основанных на последних находках в иногородних архивах и архивах Калуги. Но недостаточно внимания в краеведческих исследованиях уделялось ближайшему к храму архитектурному объекту – Московским воротам и часовне во имя Александра Невского, которая была приписана к Космодамианскому храму.

Традиция установки триумфальных ворот и арок в честь знаменательных событий, чаще всего приезда коронованных особ, не оставила равнодушными и калужан. Наряду с Москвой, Саратовом, Екатеринодаром и прочими городами, Калуга увековечила приезд императрицы Екатерины II в 1775 году.

6 — Триумфальные ворота без часовни

Установка такого выделяющегося на фоне одноэтажных строений архитектурного строения, дает возможность предположить, что со временем планировалось довести каменное строительство до этого места. Но первым из каменных зданий в непосредственной близости был возведен Космодамианский храм. Возможно, что в связи с этим событием – приездом императрицы – был выбран именно барочный проект нового каменного храма вблизи Московских ворот.

Непосредственно с Московскими воротами и храмом связана установка часовни в честь Александра Невского: «К сей церкви приписана часовня каменная во имя св. Александра Невского, что у Московских ворот, а также и самые ворота с Святыми Иконами»[10].

7 — Триумфальные ворота с часовней

И еще хочется кратко остановиться на самых последних в дореволюционный период преобразованиях, которые создали  общий вид территории храма, добавив его неповторимой архитектуре новые краски. В «Деле по отношению Калужской духовной консистории об утверждении проекта на построение каменной часовни и ограды при Космодамианской церкви» от 28 июля 1901 года содержатся документы, позволяющие в хронологической последовательности проследить все этапы по утверждению проекта и строительству ограды с каменными часовнями по углам. По завершении строительства, окончанию внешней и внутренней отделки был составлен в 1905 году акт с подробным описанием новых построек. Краткая выдержка из этого дела дает общее представление о том, как все выглядело: «Ограда построена из кирпича на каменном фундаменте с 2-х сторон… Одна часовня построена с юго-западной стороны на каменном фундаменте со сводчатым потолком. Другая часовня построена с юго-восточной стороны на каменном фундаменте из кирпича… На ограде и часовни употреблен материал доброкачественный, все работы произведены чисто и точно»[11].

8 — Рисунок Волнянского с часовней и оградой 

Данное выступление в силу его краткости не может, конечно, подробнее остановиться на долгой истории храма и рассказать обо всех событиях и достойных представителях духовенства, прихожан (были названы только некоторые), которые своей заботой способствовали тому, чтобы общий вид храма был таким, как он запечатлен на рисунке Волнянского. Но использованные сведения дополняют те материалы, которые содержатся в первом опыте книги о жемчужине барокко в Калуге – храме Космы и Дамиана. Работа продолжается. Полагаю, что нас ждут новые интересные находки, которые ждут своего часа в архивах.


[1] См. Малинин Д.И. Опыт исторического путеводителя по Калуге. Калуга: «Золотая аллея», 1992.

[2] См. Комиссаров В.И. Православные храмы Калуги. Калуга, 2000. 

[3] См. Храм святых Космы и Дамиана в Калуге: страницы истории. Калуга: «Фридгельм», 2019.

[4] ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 2142, л. 239.

[5] См. ГАКО, ф. 565, оп. 1, д. 15, л. 1.

[6] ГАКО, ф. 33, оп. 3, д.10, л. 12.

[7] Храм в честь св. мучеников и бессребреников Космы и Дамиана. Историко-архитектурная справка // Научно-проектная документация. Т. 2. Кн. 1. С. 1. [машинопись].  

[8]См. Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Калуге. Архитектурный облик. URL: http://kosmadamian.ru/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA/ (дата обращения 14 мая 2019).

[9] Фехнер М.В. Калуга. М., 1971. С. 162-164.

[10] ГАКО, ф. 33, оп. 2, д. 1348, л. 119 об.

[11] ГАКО, ф. 62, оп. 17, д. 2266, л. 6-6 об.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх