Накануне вечером в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге было совершено торжественное Всенощное бдение, которое совершил настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков в сослужении клирика храма иерея Иоанна Нестерова.
На полиелее духовенство пропело величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне».
После чтения Евангелия был совершен Чин освящения вербы.
В сам воскресный день по традиции в храме была совершена Божественная литургия. По окончании Литургии был совершен праздничный Молебен и Чин освящения вербы. За Богослужениями пел хор храма под управлением регента Третьяковой Н. Ю.
За праздничным Богослужением Святых Христовых Таин причастились более 100 человек.
Далее отец настоятель поздравил верующих с праздником и произнес проповедь. «Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам о том, как Господь наш Иисус Христос торжественно вошел в Иерусалим накануне Своих страданий. Но уже совсем скоро Господу нашему предстояло пострадать за род человеческий, претерпеть распятие и умереть за людей на кресте. Конечно же, Сын Божий знал об этом, и даже говорил о приближающихся событиях Своим ученикам. Со времени выхода Спасителя на проповедь и начала Его общественного служения множество чудес совершил Господь, но ни одно не вызывало у вождей иудейских такой ярости, как удивительное воскрешение Лазаря. Они пребывали в ярости от величия и несомненности совершённого чудесного действия, жаждали расправы не только над Спасителем, но и над Лазарем. Но ведь именно это чудо воскрешения и явилось причиной такого торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим… Множество народа взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» От искренности сердца они решили воздать Учителю из Назарета должные почести. Никто не руководил их действиями. простых людей. Эта встреча не была подготовлена заранее, просто души человеческие возликовали от величия славы Божией и несомненности чудес. Взяв в руки пальмовые ветви, по восточному обычаю, народ встречал своего Царя, встречал Мессию, Который, по их мнению, и должен был воцариться в Израиле. Люди ликовали, думая, что именно сейчас начинается земное царствование Господа, но они не понимали, что Царство Божие на земле уже пришло, наступило, восторжествовало в душах, исповедающих Христа. Казалось, что все эти люди, расстилавшие перед грядущим Сыном Божиим свои одежды и пальмовые ветви, навсегда уверовали во Христа как в обетованного Мессию. Но что же произошло дальше? Буквально через несколько дней те же люди в оголтелой ярости станут кричать: Да будет распят! Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 23, 25). Воззрим же внимательно на собственные души: разве пример отступления иудейского народа не напоминает наше малодушие, нетвердость в вере, нестойкость в убеждениях? Ведь и мы, движимые общественным, а не самостоятельным мнением, в едином порыве толпы порой склонны то возносить кого-то до небес, то низвергать до бездны. Как изменчиво, обманчиво и противоречиво бывает общественное мнение! Мы весьма охотно осуждаем, не менее охотно приговариваем, мня себя справедливыми судьями. Но, скажите, кто определил степень этой справедливости, кто уполномочил нас себя оправдывать, а других судить?
Наконец, из этого Евангельского чтения поучимся у иерусалимских жителей и паломников выражать свою радость при встрече с Господом, потому что на момент, описанный в Евангелии, они действительно радовались и действительно ликовали. Постилая свои одежды на пути Спасителя, люди выражали готовность всю жизнь посвятить на служение Царю Израильскому. Подражая им, и мы с вами, братья и сестры, воплотим радость Богообщения в дела милосердия и любви, в сострадание ближним, в веру и благочестие. Сбросим с себя все то, что загрязнено грехами нашими, оденемся в одежды правды, добра и духовной чистоты.
Когда Христос входил в Иерусалим, то «множество народа… взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12, 12–13). В этот день народ в Иерусалиме ликовал, услышав, что Христос сотворил чудо – воскресил четверодневного Лазаря. Но прошло несколько дней, и этот же народ, наученный первосвященниками и старейшинами иудейскими, стоя перед Пилатом, уже кричал: «смерть Ему!» (Лк. 23, 18), «да будет распят» (Мф. 27, 23).
Христа распяли, но Он воскрес! Он пошел на крестную смерть, чтобы никто из нас не оставался во грехе и власти смерти. Он открыл нам путь к Отцу Небесному, это путь покаяния и соединения с ним в Таинстве Евхаристии: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14,6).
По Евангелию покаяние, духовно-нравственное преображение человека, неразрывно связано с воскресением из мертвых Сына Божия Иисуса Христа. По Его любви совершается окончательное очищение человека от любого греха и достигается бесстрастие, нечувствие ко греху, раскрывающее в каждом верующем богоподобные качества. Такое преображение идет только от Бога и происходит в самых глубинах души.
Об этой сакральной связи смерти и воскресения напоминает изображение на плащанице лежащего во гробе Богочеловека Иисуса Христа, перед которой совершаются богослужения Великой Пятницы и которая в это короткое время доступна поклонению верующих. Глядя на плащаницу, ясно осознаёшь, что главная задача человека – уложить в гроб все свои страсти и греховные желания, свое гордое самосознание, самоволие и вообще всю самость – все, что отделяет нас от Бога. Только тогда мы воскреснем вместе с Ним. Этого ждет от нас Бог, ради этого Он вочеловечился, пошел на страдания, унижения и смерть. И каждый из нас должен искренне желать отречения от греха и стремиться к этому всю свою жизнь.
Нередко христианин достойно проходит подвиг поста: молится, исповедуется, причащается. Его внутренние силы возрастают в этот период, достигают своей вершины, и он ощущает, подобно апостолу, как «хорошо нам здесь быть» (Мф. 17, 4) – быть со Христом. Но пост заканчивается, и многие снова скатываются в греховную тину, на уровень той самой толпы, которая жаждала Спасовой смерти. И в таком состоянии они живут до следующего времени покаяния, до очередного Великого поста. Такая духовная жизнь похожа на пересыхающий ручей: пришла благодать, и он переполняется водами, а в остальное время из него не напиться.
Преподобный старец Амвросий Оптинский писал, что человеку необходимо, чтобы его источник веры непрестанно тёк, хоть понемногу, и никогда не пересыхал. Надо особенно блюсти себя после причащения Святых Христовых Таин, чтобы наша духовная жизнь не иссыхала и не исчезала в повседневности, чтобы живая струя веры всегда устремлялась в полноводное русло благодатной жизни с Богом.
Преподобный авва Дорофей сказал, что покаяние – это зов человека к исправлению, а в Таинстве Причащения христианин, соединяясь с Господом, обретает благодатные силы для преодоления греха и приобретения добродетели. Полученные силы можно растратить впустую, но надо употребить их рачительно: на возрастание в добре, на исполнение закона Божия. В покаянии человек призван не только умереть для греховной жизни, но и воскреснуть для жизни с Богом.
Признавая на исповеди свою неправду и причастившись Святых Таин, надо не только в дальнейшем отказаться от греха, но и научиться жить по правде, ибо в причащении мы соединяемся с Истиной, а где Истина, там не может быть греха. Если мы не можем твердо стоять в добре, то по крайней мере должны не упускать из виду правильный ориентир – учение и пример земной жизни Христа Спасителя. И даже, когда нам кажется, что невозможно идти по указанному Им пути, надо хотя бы «ползти» по нему, любым способом продвигаясь вперед. Святитель Феофан Затворник, говоря о пути спасения человека и его участии в таинствах, призывает нас к постоянству и бесстрашию: «Претерпи, иди вперед мужественно, говоря себе: хоть смерть, а уж не брошу, и смело пойду, куда зовет меня Господь духом покаяния».
На этом пути нас укрепляют примеры множества святых, при жизни состоявших в различном звании, имевших самые разнообразные занятия, но выполнивших данный Богом закон. Главное для человека сохранять веру и верность Господу, иметь постоянную устремленность к Нему, чаще прибегать к Его благодатной помощи, подаваемой в Таинствах Исповеди и Евхаристии. Осознание своих грехов должно совершаться не только в дни Великого поста, но ежедневно. Каждый день перед сном мы должны вспоминать совершенные в этот день прегрешения и потом, придя в храм, каяться в них перед крестом и Евангелием в присутствии священника.
Скоро закончится Великий пост, но мы не должны забывать о своем христианском долге. Раз мы Христовы, то должны чаще приступать к Его Чаше, приобщаясь от которой Святых Тела и Крови Господа нашего, мы соединяемся с Ним для вечности.
Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) Вербное воскресенье, 2016 год