Накануне воскресного дня 4 ноября настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана протоиерей Сергий Третьяков совершил в сослужении иерея Иоанна Нестерова Всенощное бдение. В сам день праздника 5 ноября – Божественную литургию. По прочтении Евангелия отец настоятель произнес проповедь о богаче и лазаре – притче, читаемой в данное воскресение. По окончанию Литургию священник Иоанн Нестеров совершил молебен.
Безымянен богач, но наделен именем Лазарь – нетленным именем, сияющим в мире Горнем, а в этом мире звучащем для многих поколений со страниц Священного Писания как пример великого терпения. Смиренно и безропотно выносил Лазарь попущенные ему страдания, уповая на Небесного Отца, и тем стяжал бессмертную славу. На земле он лежал в пыли рядом с псами, жестокие люди считали его самого подобным псам, но сделался Лазарь сыном Господа, другом святых подвижников и собеседником Ангелов.
Пример богача и пример Лазаря – это две крайности человеческой жизни. Не многим выпадает земной удел из одних скорбей и страданий, как у праведного Лазаря; не так много и живущих в непомерной роскоши, подобно евангельскому богачу. Обычно мы находимся в промежуточном между этими крайностями состоянии. Однако для каждого история богача и Лазаря должна явиться источником назидания.
Унижение, голод, холод, болезнь – все претерпел Лазарь, обращая взор к Небесам. Он жил во времена ветхозаветные и мог только смутно надеяться, что Правосудный Господь воздаст ему благом за перенесенные испытания. Мы же имеем твердое обетование Божие и знаем, как велико вознаграждение за земные скорби. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4), – сказал Спаситель в Нагорной проповеди. Но мы, малодушные и маловерные, порой и при малейших неприятностях готовы роптать на Бога, впадаем в уныние и отчаяние – и так теряем вечную награду, уготованную терпеливо переносящим временные невзгоды.
В беде и в радости, в здравии и в болезни, в богатстве и в бедности мы должны помнить о том, что эта жизнь – лишь преддверие вечности, и готовить себя к бессмертию. После кончины поздно, безнадежно поздно будет что-то менять и исправлять. Вот почему земное злополучие зачастую оказывается для человека благодеянием Божиим. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», – гласит пословица, и действительно, только в беде многие вспоминают о Боге и обращаются к Нему, безоблачное существование могло бы погубить их души.
Худший грех евангельского богача – это даже не бездумный его разгул, а равнодушие к страданиям ближнего. Оглянувшись вокруг, мы увидим множество «Лазарей» – тех, кому живется несравненно хуже нас. Поможем им – и молитвы их о нашем спасении фимиамом взовьются к Престолу Всевышнего. Но если мы забудем о них, отвернемся, не желая омрачать свою радость мыслями о чужой беде, на нас сбудется грозное предречение Господне: Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6, 25).