15 марта Православная Церковь совершает Неделю 2-ю Великого поста и вспоминает великого богослова – святителя Григория Паламу.
Накануне вечером Всенощное бдение совершил протоиерей Сергий Третьяков в сослужении иерея Иоанна Нестерова. После чтения Евангелия отец Сергий обратился к приходу с назидательным словом, а также огласил расписание богослужений на грядущую седмицу.
В сам воскресный день протоиерей Сергий в сослужении иерея Иоанна совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и произнес поучительное слово на евангельское чтение от Марка об исцелении Господом Иисусом Христом расслабленного, спущенного через крышу дома. Святых Христовых Таин причастились 63 человека. По окончании Литургии священнослужители отслужили праздничный молебен святителю Григорию Паламе.
Почему же именно святителю Григорию Паламе посвящена вторая неделя Великого поста?
Описанное в Святом Евангелии событие на горе Фавор произошло за несколько седмиц до крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Поскольку праздники наши связаны с хронологической последовательностью новозаветных событий, то великий двунадесятый праздник Преображения Господня должен был совершаться примерно за 30–40 дней до Пасхи страданий Спасителя. Это – время Великого поста. Поскольку столь светоносное и радостное торжество не соответствует великопостному настроению души, то строители богослужебного Устава Церкви поставили этот праздник в конце церковного года. Однако это значимое событие, связанное с видением апостолами Божественного света на горе Фавор, не могло быть обойденным в Триоди Постной. Во второе воскресение Великого поста совершается память великого святителя и учителя духовного делания Григория Паламы. Он учил, что через очищение сердца, хранение ума и непрестанную Иисусову молитву можно уже на земле увидеть присносущный Божественный Свет. Именно такой нетварный Свет видели на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Поэтому вторую неделю поста можно назвать неделей о Фаворском Свете. «Василий же Великий, показав, что поклоняемый в трех ипостасях Бог есть единый свет, говорит: “Бог обитает в неприступном свете” (1 Тим. 6: 16). Неприступный во всяком случае и истинный, а истинный – неприступный; недаром апостолы и пали ниц, не будучи в силах взирать на славу Сына, поскольку Он был неприступным светом. И Дух тоже свет: Бог, сказано в Евангелии, «воссиял в наших сердцах через Духа Святого» (2 Кор. 4: 6). Итак, если неприступное истинно, а свет был неприступным, то он не был поддельным изображением божества, но воистину светом истинного Божества, не только Божества Сына, но также Духа и Отца. Поэтому, совершая ежегодный праздник Преображения, мы все поем Господу: «В твоем явившемся днесь на Фаворе свете видели мы Отца яко свет и Духа яко свет», «ибо неявно проявил, обнажив, сияние Твоего Божества». Здесь не только присовокупление приставки, но и самый смысл слов указывает на выражение сокровенного» (Триады в защиту священно-безмолвствующих. Часть 1-я триады III. 12).