Накануне воскресного дня в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге настоятель храма совершил Всенощное бдение.
В сам воскресный день протоиерей Сергий совершил служение Божественной Литургии. После сугубой ектении священнослужитель вознес молитву о мире на Украине.В 11-ю Неделю по Пятидесятнице читается Евангельская притча о милосердии царя-правителя и жестокосердии прощенного им раба:
“Сказал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его”. Мф., 18, 23–35
По прочтении Святого Евангелия отец настоятель сказал проповедь: «В прочитанной сегодня за Литургией Евангельской притче господин наказал своего раба за жестокость, с какою последний требовал уплаты маленького долга со своего должника». Так и Отец небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.» (Мф. 18,35); так закончил Спаситель притчу.
Конечно, всем нам очень трудно следовать во всем евангельскому учению! У каждого есть свои духовные болезни, страсти, грехи. Тот, кто хоть немного внимательно разбирается в своей совести, знает хорошо, сколько темного, греховного таится в его жизни. Все мы грешны пред Богом, все мы неоплатные должники. Никто не должен и подумать, что он достоин спасения, что он своею жизнью может как бы купить его себе. Потому что бессилен человек, но могуч грех. Спасение только в милости Божией. Господь одинаково ко всем милостив и всем дарует спасение чрез Христа по вере в Него, как бы мы ни были недостойны этого спасения. Но есть одно, что лишает нас спасения, это наша недоброжелательность, взыскательность, недоброе отношение, требовательность и жестокость к людям. «Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя (Мф. 18,33)» — говорит господин в притче; с этими словами Господь обращается и ко всякому человеку. В этом, и только в этом — условие нашего спасения. Мы часто воображаем, что Богу нужны наши добродетели, посты, поклоны, и заботимся пред лицем Бога показать себя достойными Его, умилостивить Его. Что же? Конечно, надо и поститься, и молиться. Сам Христос постился и молился. По молитве, по просьбе прощен долг и жестокому рабу, о котором говорится в притче. Но никакой цены не имеют эти посты и поклоны, если не по-доброму относимся к ближнему, если мы излишне требовательны к нему, взыскательны, недоброжелательны к нему, злословим, черним ближнего. «Омойтесь, очиститесь, перестаньте делать зло, научитесь делать добро». (Исаии 1, 11-17)». Вот, что нужно Господу. И в день суда Он введет в радость Свою тех, кто питал алчущих, поил жаждущих, вообще проявлял любовь к ближним.Именно в отношениях к другим людям и узнается характер и достоинство человека». Кто говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец», — говорит св. Иоанн Богослов. Ненависть, недоброжелательство, злословие, беспощадная требовательность — все это от одного корня — от отсутствия любви. Сколько страданий вносим мы в жизнь окружающих, требуя от них строжайшего выполнения их обязательств и обязанностей по отношению к нам. Сколько неразумных обид, случайно причиненных нам другими, неприятностей, таким мы в душе готовы всегда отплатить, отомстить! Чаще всего это неприязненное настроение в душе против ближнего происходит от личного самолюбия, пустого чувства своего мнимого достоинства…Так давайте постепенно воспитываться в душе снисходительность и прощение, и любовь к обидчикам нашим. А только этою любовью и заслуживает человек милости Божией.
А у кого не хватает любви, тот пусть будет хотя бы снисходителен к прегрешающим против него. Если же у него нет этой снисходительности и он носит в своем сердце обиду на ближнего, то он говорит неправду, когда произносит слова молитвы Господней: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим.» Нет, будем любить ближнего, будем снисходительны к их проступкам против нас, будем прощать обиды, помня слова нынешнего евангелия, сказанные Спасителем: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный».