В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь торжественно чтит память Всех святых.
Продолжая собой празднование Пятидесятницы, когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов, Неделя всех святых напоминает о всем множестве святых, которые просияли и которым надлежит просиять благодатью Святого Духа во всем мире от Адама и до Второго Пришествия Христова.
«Первая неделя по Пятидесятнице посвящена прославлению святости, как конечной цели жизни каждого человека-христианина, как высшего идеала христианства, к которому призываются люди. И внушается всем нам стремиться к стяжанию Благодати Божией, без помощи которой напрасны будут все наши собственные труды и усилия. Понятно поэтому, почему наш великий всероссийский молитвенник и подвижник преподобный Серафим Саровский в своей замечательной беседе со своим «служкой» Мотовиловым о цели христианской жизни прямо и категорически указал ему цель эту в «стяжании Духа Святаго Божияго» Архиепископ Аверкий (Таушев)
Накануне воскресного дня в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге Всенощное бдение возглавил настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков в сослужении клирика храма иерея Иоанна Нестерова.
В сам воскресный день протоиерей Сергий совершил служение Божественной Литургии. По прочтении воскресного Евангелия, священнослужитель сказал проповедь. «Сегодня мы прославляем Всех святых нашей Церкви. И все они святы святостью Божией. И мы с вами тоже призваны к этой святости. Для того мы и крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа. Для того мы приобщаемся святых Таин Христовых, где перед самым причастием мы слышим: «Святая святым». «Всякий, кто исповедует Меня перед людьми, — говорит нам сегодня в Евангелии Спаситель, — Я исповедую его перед Отцом Моим Небесным, и всякий, кто отвержется Меня перед людьми, того отвергнусь Я перед Отцом Моим Небесным». Вот такая должна быть верность перед лицом страданий, перед лицом смерти — это то, что определяет святых. Быть верующим — значит быть верным»,- сказал отец настоятель в своем просветительском слове.
Далее был совершен воскресный молебен.
В этот день Церковь напоминает нам о том, что святость – это не удел отдельных личностей, а цель жизни каждого христианина. Сама способность к святости заложена Творцом при создании человека, сотворенного по образу и подобию Божию. В Православии День всех святых, или иначе Неделя Всех святых, празднуется в первое воскресенье («неделю») после дня Пятидесятницы (переходящий праздник, то есть в 8-е воскресенье после Пасхи. Праздник известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь святителя Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений преподобного Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая.
Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.
В годовом богослужебном круге Православной Церкви День всех святых является пограничным. Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха. На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом.
В этот день Церковь напоминает нам о том, что святость – это не удел отдельных личностей, а цель жизни каждого христианина. Сама способность к святости заложена Творцом при создании человека, сотворенного по образу и подобию Божию.