Вторая неделя перед Великим постом – о блудном сыне. Церковь призывает нас к покаянию, напоминая: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. Это беспредельное милосердие Божие Церковь представляет чтением на литургии Евангельской притчи о блудном сыне (Лук. XV, 11–32), по имени которого называет и саму неделю. Установление недели о Блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме Церковного устава, о ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви IV и V века, говорившие беседы в эту неделю, такие как св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ Амасийский, и другие. В VIII веке Иосиф Студит написал канон на неделю о блудном, ныне исполняемый Церковью в эту неделю.
Накануне воскресного дня в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге Всенощное бдение возглавил настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков в сослужении клирика храма иерея Иоанна Нестерова. Начиная со Всенощной Недели «О блудном сыне» и до первого дня Великого поста на утрене, после радостных и торжественных псалмов полиелея, Святая Церковь поет полный тоски 136 псалом – «На реках Вавилонских».
На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона… Како воспоем песнь Господню на земле чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мои гортани моему, аще не помяну Тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего…
(На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе… Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя (моя правая рука, со всей ее ловкостью и хитростью). Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если я не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего…)
Это псалом изгнания. Его пели евреи в Вавилонском плену, вспоминая свой святой город Иерусалим. Он стал навсегда песнью человека, который осознает себя изгнанным от Бога и, сознавая это, становится вновь человеком, тем, который никогда не может найти полного удовлетворения в этом падшем мире, потому что по своей природе и призванию он всегда ищет, как паломник, Совершенства. Этот псалом открывает нам значение Поста как паломничества, покаяния – «возвращения в дом Отца».
В сам воскресный день протоиерей Сергий Третьяков совершил служение Божественной Литургии. По прочтении Евангельского чтения настоятель сказал проповедь: «Очень часто человек берет все дары и удаляется от Бога – своего Отца, не желает больше жить под кровом Его дома, слушать Его заповеди, выполнять Его просьбы, хочет сам насладиться своими талантами, умениями, возможностями. И очень стремительно такой человек расточает все эти таланты и приходит в страшное состояние…Сегодня мы с вами услышали притчу о блудном сыне, которая чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в «землю чуждую», где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом… Блудный сын возвращается домой, потому что память об отце придает ему силу вернуться. Его исповедь мужественна и совершенна: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Он осужден собственной совестью, для себя у него нет оправдания, но в прощении есть тайна смирения… Блудный сын открыл отцу свое сердце — и значит, был готов принять прощение… Есть возможность каждому грешному человеку вернуться к Отцу Небесному, как вернулся блудный сын. Что для этого нужно? В притче сказано, что этот блудный сын пришел в себя, т.е. понял свое падение, понял в каком ужасном состоянии он находится, понял, что это состояние еще не все, что его ожидает еще больший, худший конец, ожидает вечная мука после смерти. Чтобы избежать этих мук каждый человек должен прийти в себя, должен просмотреть свою жизнь — не только дела свои и слова, но и все свои помышления, свои влечения, каждое движение своей души, от великих до малых, — должен осудить самого себя, понять в каком бедственном нравственном состоянии он находится, и повернуться лицом к Господу, начать умолять Его, чтобы Господь простил его согрешения, чтобы Он пришел к нему навстречу, как пришел навстречу блудному сыну, чтобы помог ему увидеть и почувствовать тяжесть грехов своих, дал ему истинное, искреннее, от всего сердца покаяние, плач о грехах своих… чтобы сделал его чадом Своим».
По окончании Божественной Литургии был совершен молебен.