21 января 2016 года в Танеевском зале открылась выставка, посвященная тысячелетию русского присутствия на Афоне.
Святыни, уникальные пейзажи и быт монахов. Эта выставка дает возможность прикоснуться к истории одного из главных святых мест на земле. Особое значение отведено иконам, хранящимся в монастырях Афона. У каждой из них есть свое предание. Вот самая древняя – Пресвятая Богородица Игумения Горы Афонской. Она является покровительницей святого места. А это икона святых русских государей, которые всегда очень трепетно относились к афонским монахам, чтобы те молились о Российском государстве.
«Значение выставки переоценить невозможно. Пусть эта выставка не представляет собой очень богатую экспозицию – она очень проста, но духовно она очень высока», — говорит проректор Калужской духовной семинарии иерей Сергий Третьяков.
О жизни монахов рассказывают авторские работы. Два основных занятия жителей Афона – труды и молитвы. Иконописную мастерскую в одном из монастырей святой горы изобразил русский живописец Владимир Нестеренко. А греческому художнику Александру Каясу доступен спрятанный от внешних любопытных взглядов мир святой горы Афон. Он пишет свои работы в основном с натуры. А в основе картины «Монахи на море» лежит предание. Греческие рыбаки, попадая в шторм, обращаются к монахам за помощью с молитвой. И взамен получают спасение. Работы Александра Каяса по праву можно назвать уникальными.
«Для того, чтобы не четко изображать монахов, а как бы несколько сокровенно их жизнь, он добавил песок Афона в краску. И его работы, если вы обратите внимание, они как бы несколько подернуты дымкой. Чтобы обыватель не мог так вот в деталях рассматривать жизнь монашескую», — рассказывает организатор выставки монахиня София.