Настоятель храма выступил с докладом «Духовно-нравственное воспитание в семье и школе» на региональной научно-практической конференции в калужской школе № 15

21 марта 2024 года настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков выступил с докладом «Духовно-нравственное воспитание в семье и школе» на региональной научно-практической конференции в средней школе № 15 г. Калуги.

Текст доклада:

Мы все должны ясно различать воспитание и образование ребёнка. В наше время эти понятия часто смешивают. В английском языке, даже нет слова «воспитание», а есть общее понятие «education (эдьюкейшн)», означающее и воспитание, и образование. Это влечет смешение понятий, а между тем мы должны строго различать два процесса: воспитание – как процесс создания нравственной и духовной стороны в ребенке; и образование – как процесс развития мыслительной (рациональной) стороны. Дело касается двух различных способностей человека: его нравственной личности и его умственных способностей. Думать, что образование, т.е. развитие умственных способностей человека, дает ему и нравственное совершенство, нет никаких оснований. Мы встречаем в жизни очень образованных людей, в то же время совершенно «невоспитанных», хотя бы это был профессор; а наряду с этим видим людей весьма необразованных, например, простых крестьян, которые весьма воспитаны в духовном и нравственном отношении.

Далее, необходимо строго разграничить понятия обычного воспитания и воспитания религиозного. Всякое оторванное от религии воспитание – будь то семейное, школьное или государственное (например, в закрытых учебных учреждениях) – преследует временные или местные цели, связанные с нуждами семьи, общества или государства. Так, например, современная американская школа увлекает задачей «свободного воспитания»; наоборот, советская система воспитания стремилась сделать человека послушным орудием государства. И в том, и в другом случае истинное воспитание души не достигается, так как имеется в виду не благо человека в высшем смысле, а текущие политические или общественные задачи. Целью воспитания в этом случае является не сам человек, а интересы государства или общества. Политическая обстановка меняется, — меняются и способы воспитания. Дети, таким образом, становятся жертвами тех систем воспитания, которые обычно сменяют одна другую.

Другое дело религиозное воспитание, которое всегда преследует одну и ту же цель – духовное развитие детской души, основанное на вечных духовных истинах. Цели христианского воспитания не меняются в зависимости от политических или философских веяний времени. Конечно, мы часто слышим обвинения в отсталости или «оторванности от жизни» христианского воспитания, но что может наука предложить вместо христианских основ в воспитании?

Христианство в деле воспитания детей не считается ни с модой, ни с требованиями государства, а крепко держится за свои способы воспитания. Это происходит не из-за «фанатизма», а потому что религиозное воспитание связано с вечными законами духовной жизни человека. Века проходят, общественные условия меняются, но природа человеческой души остается та же. Христианство продолжает основывать свои методы воспитания на Десяти заповедях Божиих и на учении Евангелия. Так будет продолжаться до конца. «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» (Матф. 5, 18)

Наконец, ценность религиозного воспитания состоит в том, что оно стремится внутренне преобразить ребёнка, а не только вымуштровать его посредством внешних правил. Преимущество такого воспитания неоспоримо, так как только внутренне воспитанный человек может во всех трудностях жизни устоять перед соблазнами и найти правильный путь. Но для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясным различие добра и зла.

Некоторые из родителей ошибочно полагают, что детей надо воспитывать в «свободном полете», чтобы не посягать на их свободу. Очевидное заблуждение. Ребенок – это нежный цветок, требующий внимательного и своевременного ухода.

«Нет ничего хуже, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — когда детские проступки не исправляются и из-за этого в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещеваниями исправить его, и подобных детей диавол водит, как пленников, куда ему бывает угодно. Он становится полновластным их повелителем, дает им пагубные наставления, и несчастные дети, нисколько не помышляя, что эти наставления ведут их к конечной погибели, исполняют их с полной охотой».

Нравственное состояние детей почти на всю их жизнь зависит большей частью от нравственного влияния матери. «Дайте нам лучших матерей, — сказал некто, — и у нас будут лучшие люди» («Духовный цветник»).

Мудрость родителей проявляется не столь в умении своевременного наказания за проступки, но, скорее всего, в способности вовремя предупредить (оградить) от проступка.

В Священном Писании Нового Завета мы находим много необходимых для родителей и детей, советов и наставлений, без принятия которых немыслимо воспитание человека в духе христианского благочестия. Апостолы и евангелисты, проникнутые духом величайшей любви к Спасителю мира, оставили нам, с Его помощью, бесценные сокровища для нашего назидания и, в конечном счете, спасения душ наших.

Наши предки, собиравшие по крохам нашу Родину, организовали ее в единое мощное Православное государство (где, к слову сказать, находилось место и другим нациям, и народностям) – Святую Русь, титульность и статус которой признавали все малые народы громадной державы. В современном мире морально-нравственные ориентиры, не ведущие к Богу, напоминают постройку, основанную на песке: подул ветер, пошел дождь, и она развалилась.

Христианская религия создает в душе ребенка основы его нравственной личности. Пусть даже жизнь потом изменит или совсем уничтожит детскую веру, в душе человека останется неизгладимый след, и сохранятся в нем твердые основы нравственности. Светлые впечатления детства остаются на всю жизнь, часто, помимо нашего сознания, продолжая питать нас и сохранять от зла. Огромную ошибку делают родители и педагоги, которые не учитывают значение религиозного воспитания в раннем детстве.

Надо отметить, что ни семья, ни школа, ни даже Церковь не могут каждая в отдельности воспитать ребенка. Это под силу только совместным, и притом усиленным стараниям этих трех учреждений. Вот почему, чем больше между ними связи, единства и сотрудничества, тем успешнее будет проходить воспитание детей.

В наше время в Северной Америке очень распространены теории «свободного» воспитания, которые требуют отказа от всякого принуждения и наказания. по этой теории дети предоставлены сами себе, нельзя мешать им проявлять и развивать свою личность, всякая борьба с их недостатками со стороны родителей считается вредной для детской «психологии», дети сами должны бороться со своими недостатками и исправлять их.

Эти способы рекомендуется применять к самым малым детям, у которых нет ни понятия о добре и зле, ни привычки следить за своими поступками. Легко можно себе представить, сколько отсюда возникает ошибок и опасностей, которые могут иметь самые тяжелые последствия – и физические, и моральные.  А родители должны спокойно смотреть на это и не имеют права их отвратить…

Можем ли мы согласится с таким воспитанием? Конечно, нет. Так вырастает поколение людей, которые руководятся только эгоистическими интересами, без всякого сознания нравственной ответственности. Думая только о себе, эти люди ничем не сдерживаются в своих поступках, совесть их не умеет различать между собой добро и зло, а потому они неразборчивы в средствах при достижении своих целей.

При воспитании детей мы все-таки должны научить детей с ранних лет, начиная в семье и продолжая в школе, различать должное и недолжное. На родителей, как и на педагогов ложится обязанность направлять поступки детей, подготавливая к самостоятельной жизни.

Во всяком воспитании наибольшее влияние имеют не слова, а наглядный пример. Поведение и настроения близких к ребенку людей – вот что каждый день и час воздействует на его душу.

Для того чтобы семья имела решающее влияние на душу ребенка, необходимы со стороны родителей непрерывное наблюдение за ним и добрый пример с их стороны. Можно выделить следующие основные аспекты, которые необходимы при воспитании детей: 1) любовь к детям, 2) справедливое отношение к ним и 3) последовательность в поступках – «как учат, так и поступают». Из этого следует, что воспитание детей – огромная ответственность за их души.

Если мы наблюдаем в душе ребенка с самого раннего возраста проявление зла, то одновременно мы находим в нем и зачатки добрых чувств: нежность, жалость, незлобие. Но добрые начала в человеке не развиваются сами собой, а нуждаются в постоянном уходе и поддержке. Вначале, родители должны всякими путями внушать ребенку сознание различия дозволенного и недозволенного. По мере того, как ребенок растет, нельзя ограничиваться одними внушениями: нужно укреплять в его душе такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. К счастью, в человеке имеется замечательная способность, которую мы называем совестью. Задача родителей – приучать ребенка считаться со своей совестью и способствовать тому, чтобы совесть его была развита и чувствительна к понятиям добра и зла.

Понятно, что внушать ребенку понятие о совести чисто отвлеченно, вне связи с другими нравственными идеями, и трудно, и практически бесполезно. Человек, а особенно ребенок, ищет чего-то более определенного, особенно в вопросах нравственных, т.е. касающихся его поведения. Поэтому необходимо опираться на религиозные понятия – идею Бога и нашу ответственность перед Ним. Из идеи Бога и наших отношений к Нему: — любви, поклонения, благодарности, вытекает основа нашей нравственности – религиозная вера. Без этой основы всякое воспитание будет шатким и безуспешным.

Часто возникают возражения, что слишком сложны эти понятия о Боге, о добре и зле и т.д. Ребенку эти понятия якобы должны быть даны позже. Однако, практика показывает, что в 3-4 года ребенку совершенно доступны эти представления, конечно, если они даются в наглядной форме. Чистая душа ребенка сразу связывает первые религиозные понятия с голосом своей совести, и так создается его простая, но весьма цельная его религиозность. На этом фундаменте в дальнейшем и строится вся его нравственность.

Для тех, кто сомневается в силе детской религиозности, стоит отметить следующее: вера в Бога не выдумана людьми, а рождается вместе с человеком. Она свойственна всякому, а не только «темным» и отсталым людям. Пытаются доказать безбожники, будто вера в Бога доступна и понятна всем людям, независимо от их возраста или умственного развития: верить в Него и поклонятся Ему может и самый простой, необразованный человек, и самый великий ученый. Каждый верующий постигает и переживает свою веру в меру своих способностей, и, по мере того, как человек, или даже целый народ, растет и развивается – растет и углубляется его представление о Боге. Этим объясняется тот факт, что все религиозные люди, как бы они ни различались по своему развитию, всегда понимают друг друга.

Эти свойства христианской религии – ее сродность душе человека и ее общедоступность – позволяют прививать ее самым маленьким детям и на ней строить все их воспитание. И можно только удивляться, как легко и глубоко принимают дети веру в Бога и насколько благотворно это влияет на их поведение. Вера в Бога не только дает прочную основу для борьбы с отрицательными наклонностями в ребенке, но она разрешает для него ряд труднейших вопросов, которые иным путем не объяснишь: о добре и зле, о создании мира, о жизни и смерти и т.д.  Самое же главное то, то вера в Бога есть ключ ко всем положительным сторонам в душе ребенка – благоговению, любви, жалости, стыду, раскаянию, желанию стать лучше…

Никто не возражает против необходимости воспитания детей, а вот о начале их воспитания мнения расходятся. Часто думают, что для воспитания нужно ожидать какого-то удобного времени и до 2-3 лет ребенок еще не нуждается в особом воспитании, потому что разум его еще не созрел для понимания моральных или религиозных наставлений.

Такой взгляд глубоко ошибочен и противоречит как науке, так и христианскому учению. Наука, в лице психологии, учит нас, что ребенка надо воспитывать с самого дня его рождения. По удачному сравнению одного ученого, душа ребенка подобна чувствительной кинематографической ленте, которая непрерывно запечатлевает все его ощущения. Ребенок лежит еще в колыбели, а душа его уже накапливает впечатления, улавливая не только каждый звук, но каждый взгляд, интонацию голосов, даже душевное состояние матери и близких. Из всех этих впечатлений, помимо его разума (наука называет это подсознательным восприятием), непрерывно ткется душа ребенка; и все, что он воспринимает, день за днем, входит в ткань его души, его личности, и уже никакими силами эти впечатления их его души не вырвешь. Мало того, современная психология пришла к выводу, что такие подсознательные впечатления, имеющиеся у человека, играют огромную роль в его душевной жизни; и особенно важны самые первые детские впечатления, которые, оказывается, имеют очень большое влияние на дальнейшее развитие внутренней жизни человека. Например, целый ряд душевных заболеваний взрослых людей объясняется болезненными впечатлениями самого раннего детства. Вот почему родители должны помнить, что к первым впечатлениям младенца надо подходить с величайшей бережностью, никогда не забывая, что с самого рождения в нем формируется не только тело, но и душа.

О том же говорит нам и христианская религия. В Евангелии мы имеем следующие слова о детях: «Приносили к Нему детей, ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Марк. 10, 13-16). Обратим внимание на то, что детей ко Христу не приводили, а приносили; значит, это были самые маленькие дети, не могущие самостоятельно ходить. Ясно, что Христос считал, что религиозное воспитание нужно с самых малых лет. Евангелие учит, что наше духовное существо является первоосновой нашей личности, а потому нужно, чтобы детская душа развивалась под воздействием духовных впечатлений.

В заключение хочется сказать, что духовная жизнь наших детей – главное сокровище, врученное нам Богом. Как православные родители, педагоги, мы не должны колебаться и не должны бояться никаких жертв ради детей. Помимо нашей национальной ответственности перед историей, мы будем отвечать за их воспитание перед Богом. И мы должны заслужить право сказать Ему словами пророка Исаии: «Вот я и дети мои, которых дал мне Бог».

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх