В середине августа по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в России гостила делегация египетских монахов. Вошли в этот ознакомительный паломнический тур и обители Калужской митрополии. Это Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Оптина пустынь, Шамординская обитель, побывали египетские путешественники и в самой Калуге. Мы взяли интервью у проректора Калужской духовной семинарии, настоятеля храма святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге, кандидата богословия, доцента протоиерея Сергия Третьякова, который по благословению митрополита Климента встречал и сопровождал коптскую делегацию в столице нашей области.
Батюшка, не так давно, Вы знакомили коптскую делегацию с православными святынями Калуги. Расскажите, как Вы сопровождали группу и что им показали? Где побывали гости?
Мы встретились с гостями в городском парке у Свято-Троицкого кафедрального собора, в который мы, собственно говоря, и направились первым делом. По дороге я начал рассказывать о долгом строительстве собора, тем временем гости очень внимательно рассматривали архитектурное убранство и дивились его размерам. Особенно их поразило то, что именно в нашем соборе впервые в России был возведен самый большой безопорный купол диаметром 17 метров внутри и 20 снаружи. Для сравнения, купол Казанского собора Санкт-Петербурга имеет диаметр всего лишь 14,5 м. В Свято-Троицком кафедральном соборе они внимательно рассматривали фрески, большой русский семиярусный иконостас, и, конечно, приложились к Калужской иконе Божией Матери. Перед образом Богоматери они пропели молитву на своем языке.
Ряд задаваемых вопросов коснулся духовной и бытовой жизни Калужской духовной семинарии и духовного училища, как ребята учатся, сколько студентов, из каких ступеней состоит образование. Они интересовались как построена приходская жизнь и обучение в воскресных школах. Не обошли вниманием мы и два памятника, расположенных в городском парке рядом с собором: священномученику Кукше Печерскому и святому блаженному Лаврентию Калужскому, я рассказал об этих святых. После общей фотографии мы направились в здание Калужского Епархиального управления на прием к митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту.
Наш путь пролегал через ярмарку достижений народного хозяйства, проводимой в городском парке, и гости с удовольствием познакомились с тем, какие овощи и фрукты растут на Калужской земле.
Коптская церковь. Чем она отличается от Русской церкви?
Коптская Церковь — одна из древних Восточных (Нехалкидонских) церквей. На сегодняшний день по числу последователей — это вторая из Нехалкидонских церквей, уступающая только Эфиопской. Большинство коптов проживает на территории современного Египта. Точное количество коптов в этом государстве неизвестно. Официальные представители Коптской Церкви обычно называют число от 7 до 10 миллионов при общем населении современного Египта около 60 миллионов человек. Существует также довольно большая коптская диаспора — около 1 миллиона человек, разбросанных по всему миру.
Отличия от Православной, в том числе Русской Церкви лежат в нескольких плоскостях. Во-первых, в богословии. Различия в христологических спорах о природах Иисуса Христа. Православные почитают семь Вселенских соборов. Копты только три, они не приняли постановления четвертого Вселенского Халкидонского собора, созванном в 451 году. Вместе с коптами оказались Древневосточные православные церкви: армянская, сирийская, маланкарская, эфиопская и эритрейская, и сегодня у нас нет с ними евхаристического общения.
Православные все эти дохалкиднские церкви относят к умеренным монофизиам (от древнегреческого μία – «единая» + φύσις – «природа»). При этом монофизитство, как самоназвание, не признается ни одной из Древневосточных православных церквей, включая и коптскую, оно считается оскорбительным и неточным. В ход пошел более приемлемый термин «миафизиты».
Надо отметить, что термин «монофизитство» в большинстве современных богословских школ используется исключительно для обозначения крайнего учения Евтихия, отвергавшего человеческую природу Христа. Если более детально, то согласно данной доктрине две природы Христа – Божественная и Человеческая слились в одну. Так или иначе признается, что Христа была только одна божественная сущность.
Монофизитство было духовной реакцией на несторианство, которое особо подчеркивало человеческую сущность Христа. Данное учение отрицает наличие у Христа подлинной полноты человеческой природы, считая, что она растворилась в Божественной, как капля моря в океане.
Согласно же миафизитству, природу Христа следует рассматривать как божественную, обладающую, однако и человеческими свойствами. Копты верят, что две природы Спасителя слились в одну – Богочеловеческую. Они подчеркивают полноту человечества Иисуса Христа, но отказываются признать за ним статус «природы». Речь идет о том, что до боговоплощения существовали две природы Христа – Бога и человека, после соединения их при боговоплощения стала существовать одна – «воплощенная природа Бога Слова», «Предвечного Христа» – в соответствии с известной формулой святителя Кирилла Александрийского. Вот такие тонкие различия.
Православных же, признающих семь вселенских соборов (к ним отностится и наша РПЦ) еще называют – диофизиты (от греч. δυο – «две» + φύσις – «природа») – они признают не одну, но две природы. И это принципиальное отличие от коптов. Христос, будучи Богом (рожденный от Отца прежде веков по Божеству), оставался и не перестал быть человеком (от матери – Марии Девы и Богородицы). Будучи, таким образом единый и единственный Сын Божий Совершенный Бог и Совершенный Человек. Божественная природа при этом не уничтожила естества человеческого. Но оно – человеческое естество, несмотря на свое неслитное существование, не стеснило Божественной беспредельности. В результате – как предмет веры, православные имеют одну божественную личность с двумя природами, которые сосуществуют вместе особым образом: неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Это, так называемый, Халкидонский орос, который копты не приняли.
Официально Коптская церковь появилась в 451 году, как мы уже отметили выше, после четвертого Вселенского собора и халкидонского раскола. Александрийский патриарх Диоскор I отказался осудить монофизитство как ересь и заявил об отделении своей церкви от халкидонитов.
Во-вторых, коптское богослужение отличается от нашего довольно заметно. Чинопоследования литургии Православной и Коптской Церквей относятся к разным типам – византийскому и александрийскому соответственно.
Даже при поверхностном наблюдении нетрудно заметить существенные отличия. Коптская литургия более стационарна, у коптов нет ни малого, ни великого входа, Херувимской песни. За каждой литургией у коптов четыре чтения из Священного Писания: из книги Деяний апостолов, из соборных посланий, из посланий апостола Павла и из Евангелия. Евангелие часто прочитывается дважды: священником на коптском языке и диаконом — на арабском. Значительную часть коптской литургии составляют священнические молитвы, которые читаются вслух. Литургия в Коптской церкви весьма продолжительна – около трех часов, а вместе с присоединяемыми чинопоследованиями может идти 4–5 часов. Службы суточного круга также заметно отличаются от наших. Православная Церковь пользуется Иерусалимским богослужебным уставом, в основе же коптского богослужения лежит традиция древнего египетского монашеского богослужения. Коптские службы суточного круга весьма аскетичны, священнослужители обычно совершают их даже не надевая специальных облачений, чтение Псалтири занимает основную часть чинопоследований, чтение явно доминирует над пением.
В-третьих, у них весьма своеобразная, самобытная иконопись, недалеко ушедшая от древнеегиптского искусства. Вряд ли можно говорить о том, что в Египте существует своя школа иконописи. Современная коптская иконопись отличается исключительным эклектизмом. Глядя на иконы в коптских храмах, можно наблюдать полное смешение стилей. В одном храме и даже в одном иконостасе можно увидеть рядом и иконы, выполненные в традиционном византийском стиле, и образцы западной натуралистической живописи, и собственно коптские иконы, которые отличаются своеобразным примитивизмом, напоминающим детские рисунки. В последние годы в коптских храмах можно увидеть и русские иконы.
Кроме сказанного, копты могут не носить нательный крест – его заменяет маленькая татуировка креста на внутренней стороне запястья, у имеющего такой знак в случае гонений не будет соблазна скрыть свою веру и отречься, так как этот знак неопровержимо свидетельствует о принадлежности к христианству. Великий Пост у коптов строже и длится на неделю дольше (нет Сырной недели). Есть дополнительный большой праздник – день прибытия Святого Семейства в Египет, который празднуется 19 мая. Коптские священники поверх рясы носят, как правило, кожаные кресты. На куполах коптских церквей кресты объёмной формы, поэтому их можно увидеть с любой стороны.
Сейчас много говорят о диалоге с представителями египетской христианской церкви. На Ваш взгляд, что нас объединяет?
У нас действительно очень много общего. Это вера во Христа и Святую Троицу, общие основы духовной жизни. Духовное подвижничество, аскеза является идеальным образом монашеской жизни для обеих Цкрквей.
Может, что — то вас удивило в поведении гостей? Из реакции?
Мне было очень приятно пообщаться с такими искренними и благочестивыми людьми. Полезно посмотреть, как они молятся, как почитают свои святыни, какое у них благоговейное отношение к храму, как они почитают священников. Можно поучиться у коптов общей доброжелательности, которой нам часто не хватает.
Во время встречи я увидел в каждом представителе делегации простоту, непосредственность и смирение. Гордыню можно спрятать, а вот смирение спрятать невозможно.
А еще у них такая необычная одежда! Это с чем связано больше? с условиями жизни?
На голове у коптского архиерея круглая шапка, похожая на чалму, называется «эль тагея». Она может быть малая и большая; малая – у священников, большая – у епископов. Эль тагея восходит к восточным тюрбанам.
Под эль тагеей одевается колонаса с 12 вышитыми крестами – по числу двенадцати апостолов, которую носят епископы и священники, принявшие обет монашества. Она внешне похожа на детский чепчик и символизирует детское состояние незлобия души христианского монаха.
Верхняя ожеда – «эскима» или «роб», похожа на черный подрясник, но с более широкими рукавами. Крест из кожи: используется кожа убитого животного, как символ смерти монаха для мира. «Эль мантака» – широкий кожаный ремень, носимый под «роб».
Какие вопросы они задавали? Что их интересовало?
Спрашивали о разном: о калужских святых, о том, как устроена жизнь в семинарии, много ли монахов в Калужской епархии, выразили восхищение архитектурой и убранством собора…
Гости отправились к митрополиту Клименту. Это была официальная встреча, какой был протокол встречи, о чем шла речь?
Да, это была официальная встреча, которая прошла в очень теплой и открытой обстановке. Митрополит Климент приветствовал гостей, подчеркнув добрые отношения между Церквами, поделился своими впечатлениями о посещении древних египетских монастырей в 2002 году, после чего написал книгу «В стране святых воспоминаний». Книгу владыка подарил митрополиту Танты Павлу. Митрополит Павел рассказал о жизни Коптской Церкви. Он поделился, что воцерковление и исповедь для детей начинается примерно с 3-4 лет, чтобы ребенок привыкал к осознанию греховности и нес ответственность за свои поступки, отметил, что коптские общины очень крепкие. Со слезами на глазах владыка рассказал о происшедшем в 2017 году на праздник Входа Господня в Иерусалим в его епархии – городе Танта террористическом акте, когда в результате взрыва в коптском храме были убиты тридцать верующих, ныне прославленные как мученики.
В завершение встречи делегации обменялись подарками и сфотографировались на память.
Как Вы считаете, будет ли продолжение этого знакомства и есть ли перспектива отношений наших Церквей?
Безусловно. Иерархи Коптской Церкви пригласили митрополита Климента в Египет для совершения паломничества, и владыка дал согласие.
Что касается перспективы отношения наших Церквей, она, конечно положительная, и об этом замечательно сказал Патриарх Кирилл на встрече делегацией в Москве. По мнению Его Святейшества, сложившиеся между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью отношения, их особая атмосфера являются не результатом умелой церковной дипломатии, но связаны с духовным опытом и аскетической традицией: «Когда подвижники вашей Церкви удалялись в пустыню, они сталкивались с очень тяжелыми жизненными обстоятельствами, но преодолевали их, понимая, что совершают дело, угодное Богу. Когда подвижники Русской Церкви устраивали себе уединенное житие в дремучем и опасном лесу, в котором легко заблудиться, они совершали тот же подвиг, что и принадлежавшие к вашей Церкви отцы, которые уходили в жаркую пустыню. Поэтому мне кажется, что подвижническое измерение церковной жизни как в Египте, так и в России во многом определяет ту прочную основу, на которой развиваются сегодня отношения между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью».
Последние годы эти отношения успешно развивались. Была создана и действует Комиссия по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью, проводятся богословские консультации, осуществляются контакты между учебными заведениями, реализуются многие другие проекты. Московский Патриархат старается поддерживать коптские общины в России, а Коптская Церковь по-доброму относится к присутствую Русской Церкви в Египте. Две Церкви также сотрудничают на межхристианских и международных площадках.