Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Она установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Накануне Димитриевской Родительской субботы в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков совершил заупокойное вечернее богослужение – Парастас. В этот день верующие молились о упокоении усопших, испрашивая у Господа для них милосердия и прощения грехов.
В сам день особого поминовения усопших в храме было совершено служение Божественной литургии, по окончании которой священнослужитель совершил Великую панихиду, за которой священнослужитель и верующие помолились о усопших сродниках, воинах и всех православных христианах.
Поминовение воинов-защитников земли Русской установлено святым благоверным князем Димитрием Донским после тяжелой и кровопролитной битвы на поле Куликовом, которая совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 (21 по н.ст.) сентября 1380 года.
На битву с многоязычной ордой Мамая благословил князя Димитрия и его войско святой преподобный Сергий Радонежский. По молитвам всей Русской Церкви, и земной, и небесной, Господь даровал победу православному христианскому воинству. Многие воины на поле Куликовом видели помощь Небесных сил бесплотных. Преподобный Сергий в часы битвы стоял на молитве, прозорливо видел через сотни верст все события сражения, поминая сраженных воинов. На стороне святого Димитрия сражалась вся русская земля, тогда, как и сейчас, территориально раздробленная, но объединенная верой.
Победа над объединенными силами дальних стран Азии и наемными рыцарями Европы далась большой кровью. Исчислить орду Мамая не мог никто. На нашей стороне воинов было много меньше. Большинство из них легло в многочасовой сече, но они устояли, обороняя Церковь, Великого князя и Отечество.