В субботу 17 сентября в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге прошло первое занятие школы для взрослых «Субботние беседы». Темой занятия было выбрано «Современная практика исповеди и причащения», которая была раскрыта в ходе обсуждения документа «Об участии верных в Евхаристии», одобренного на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви. Беседы проводил настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков.
Евхаристия — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и«пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26-28). Сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину. Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово. Таинство Евхаристии требует особого к нему приготовления. В Церкви само время — будь то время человеческой жизни или история всего человечества — есть ожидание и приготовление для встречи со Христом, а весь ритм богослужебной жизни — ожидание и приготовление к Божественной литургии и соответственно к причащению, ради которого она и совершается.
2 и 3 февраля 2015 года проходившее в Москве Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви утвердило документ «ОБ УЧАСТИИ ВЕРНЫХ В ЕВХАРИСТИИ». Этот документ несомненно является одним из важнейших церковных постановлений за последние годы. Он касается самого главного содержания духовной жизни, имеет отношение ко всем без исключения членам Церкви и окажет огромное влияние на дальнейшее формирование современной церковной жизни. За многовековой опыт Церковь знала самые разные подходы к вопросу подготовки ко Причастию: от требования соблюдения мирянами монашеских уставов до полного либерализма и безразличия. Сравнительно небольшой документ раскрывает основные аспекты отношения современной русской Православной Церкви к вопросу подготовки к таинству и участия мирян в нем. Советская эпоха оставила в наследство множество проблем, среди которых были и проблемы, связанные с не всегда адекватным устроением церковной евхаристической жизни. В документе эти проблемы названы и указаны пути их решения. Даны самые главные ответы на наиболее проблемные вопросы, возникающие в контексте практики исповеди и причащения мирян в условиях современной жизни. Документ открывается тезисом, задающим тональность всему тексту: «Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин». Протоиерей Сергий рассказал слушателям о практике причащения и подготовки к нему в истории Церкви, котрая менялась и приобретала различные формы. Далее священнослужитель и слушатели более подробно рассмотрели все разделы данного документа. Разнообразные мнения у слушателей возникли с вопросом об опоздании на Божественную литургию. Отец настоятель, руководствуясь документом. объяснил, что: «Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых. Теперь у священников есть официальная возможность бороться с таким небрежением (когда вполне себе здоровые люди приходят за несколько минут до начала Причащения, когда уже нет физической возможности их исповедовать, а то и после окончания службы), не опасаясь жалоб и обвинений в самоуправстве и неправомерном отказе в исповеди и Причастии. Завершением субботней беседы стало единое мнение всех присутствующих, что на Архиерейском совещани был утвержден документ, касающийся самого важного, что есть в жизни каждого православного христианина – таинства Евхаристии.