27 сентября 2024 года, пятница, Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Накануне вечером Всенощное бдение с литией совершил настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков в сослужении иерея Иоанна Нестерова при диаконе Викторе Ремезове. Полиелей совершался в алтаре. Согласно уставу, после чтения Евангелия, было пропето песнопение «Воскресение Христово видевше…». После великого славословия из алтаря был вынесен в центр храма для поклонения украшенный живыми цветами Животворящий Крест Господень. После первого часа отец настоятель произнес проповедь. По окончании богослужения совершено поклонение Кресту Христову.
В сам день двунадесятого Господского праздника Божественую литургию совершил настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков в сослужении иерея Иоанна Нестерова при диаконе Викторе Ремезове. Вместо «Трисвятого» хор исполнил песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». После чтения Евангелия о страданиях Господних была произнесена проповедь. По окончанию Литургии совершено поклонение Кресту Христову и праздничное славление.
История и событие праздника
День Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — один из древнейших православных праздников. Совершается он в память двух событий из истории Креста Господня: в память обретения его в IV веке и в память возвращения его от персов в VII веке. Святой Крест Господень вскоре после снятия с него Спасителя был зарыт в землю иудеями вместе с крестами двух разбойников. Это место впоследствии было застроено языческим капищем. Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест. По преданию, святая Елена пыталась узнать место, где был закопан Крест, у иерусалимских иудеев. Ей указали на то место, где находился языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» и гвозди. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Господь, их приложили поочередно к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня, который и был поднят епископом для всеобщего обозрения. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через прикосновение ко Кресту.
Когда началось благоговейное поклонение Кресту и целование его, то по многолюдности многие не могли не только облобызать святой Крест, но даже видеть его, поэтому патриарх Иерусалимский Макарий показал обретенный Крест народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!»
После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года. Интересно, что освящение храма повлияло и на дату праздника. Епископы, присутствовавшие на этих торжествах, решили празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предшествующие годы. Так, из жизнеописания святителя Иоанна Златоуста видно, что в его время в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября. В 614 г., при персидском царе Хозрое, персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников 14 лет, и только в 628 г., при греческом императоре Ираклии, Крест был возвращен в Иерусалим. Начиная с VII века празднование Воздви́жения Честнаго и Животворящего Креста Господня стало особенно торжественным.