21 мая по благословению настоятеля храма святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге воспитанники, педагоги и родители воскресной школы храма совершили паломничество в Свято-Успенский Лихвинский женский монастырь и в Казанскую Свято — Амвросиевскую женскую обитель.
Утро воскресного дня не предвещало плохой погоды: ярко светило солнце, дул теплый ветерок. Настроение у всех было радостное.
Заняв свои места в автобусе, паломники отправились в Свято-Успенский Гремячев женский монастырь. По дороге в святую обитель Ксения Валентиновна – педагог воскресной школы- познакомила калужан с историей монастыря.
Она рассказала, что находится монастырь в селе Гремячево Перемышльского района, Калужской области. Гремячево — это живописное место, на возвышенности, на правом берегу Оки. Со смотровой площадки с высоты птичьего полета до самого горизонта открывается широкая панорама поймы реки — красота такая, что дух захватывает, можно часами созерцать это великолепие. «От монастырского двора внизу в глубокой луговой долине извивается красавица Ока, влево видна высокая насыпная гора, имеющая вид полуострова, окруженного глубокими и лесистыми оврагами, на этой горе было городище» Название свое Гремячев монастырь получил от Гремячева ключа, который, выходя из горы, гремя и шумя, стремился в Оку, через что и обитель, и селение получили название Гремячий. Но шум этот, по рассказу старожилов, прежде слышанный на большой дороге, смолк с той поры, как в опустевших храмах обители смолкли хвалебные гласы ликов иноческих».
Есть сведения, что в 2 верстах от монастыря пролегала большая дорога из Лихвина в Калугу. Однажды царь Алексей Михайлович (второй русский царь из династии Романовых) ехал по ней на богомолье в Киев, и местность ему так понравилась, что он решил остановиться в обители. Впоследствии государь пожертвовал деньги на строительство Успенского собора, который был возведен в 1673 году и стоит поныне. К сожалению, настенные росписи стерты полностью, а внутреннее убранство требует полного восстановления.
Храм Георгия Победоносца, стоящий напротив собора, был отстроен в 1701 году. Оба храма выложены из большемерного кирпича, оба сохранили свой декор: наличники над нерастесанными оконными проемами и входами, фигурные карнизы и арки кокошников. А вот колокольня появилась в более позднее время. В 1764г. бедный монастырь был признан заштатным, затем вовсе упразднен, а храмы превращены в приходские. Второй удар по бывшей обители пришелся на 1935 год: храмы были закрыты, разграблены и осквернены. Успенский собор стал хранилищем для удобрений, а в Георгиевской церкви разместились тракторные мастерские. В ограду монастыря загоняли сельхозтехнику, сровняв с землей некрополь вокруг храмов.
В мае 2008 года по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента в Свято-Успенский Гремячев монастырь приехали четыре насельницы из Свято-Никольского женского Черноостровского монастыря г. Малоярославец, чтобы начать восстановление древней святыни. В настоящее время Гремячевская обитель является подворьем Свято-Никольской. После такой познавательной, интереснейшей экскурсии матушка предложила детям и взрослым пройти к святому источнику. Источник почитаем народом и освящен в честь святого Георгия Победоносца, обладает целебными свойствами, рядом с ним построена деревянная часовня купальня с купелью. Сестры монастыря заметили, что омывшись ключевой водой раны быстрее заживают, также излечиваются кожные заболевания.
В монастыре паломников встречала мать Анна. После радостной встречи, сестра провела группу детей и взрослых в Никольский храм, где уже началась Божественная Литургия. В этот воскресный день Господь сподобил всех калужан причаститься Святых Христовых Таин и принять участие в Крестном ходе.
По окончании богослужения в трапезном храме монастыря богомольцев уже ожидал вкусный, приготовленный с молитвой, обед. Монастырская еда оказалась такой вкусной, что все без исключения, и взрослые и дети, попросили добавки. Восстановив силы, паломники отправились на колокольню. Многим из приехавших в эту святую обитель впервые удалось побывать на колокольне. Колокольный звон, создаваемый детьми и взрослыми, разливался на всю округу. С высоты колокольни открылась Божественная красота природы! От этой красоты, созданной самим Господом, замирает все внутри. И сердце громко говорит: «Слава Тебе, Господи!». Ну потом детям и взрослым было предложено посетить хоздвор. Где сестры ухаживают за козами. А еще там есть очень добрый пес по кличке «Пчелка», который не только громким лаем, но и с особой собачьей преданностью встречал гостей. Дети с удовольствием поиграли с собакой и козлятами. Для многих это был первый опыт общения с животными. Восторгу и радости не было конца! Но пора было прощаться с гостеприимством сестер и отправляться в Шамордино.
В двух километрах от Калужской дороги, около деревни Шамордино, на крутой горе, поросшей лесом, рядом с речкой Сереной, расположен Казанский Свято-Амвросиевский ставропигиальный женский монастырь. Это обитель была основана преподобным Амвросием Оптинским в 1884 году и первоначально называлась Шамординская Казанская Горская женская община. Обитель посвящена Казанской иконе Божией Матери, это главная святыня монастыря. Эта икона была привезена в монастырь духовной дочерью Старца монахиней Амвросией (Ключаревой). Батюшка Амвросий часто молился перед этой иконой и говорил шамординским сестрам: «Храните эту икону: она — чудотворная!». В настоящее время местонахождение этого чудотворного образа неизвестно, но Матерь Божия незримо пребывает в обители в своих образах и поныне. Казанская икона Божией Матери, которая сейчас находится в Шамордино, написана на Афоне иеромонахом Арсением, настоятелем Святогорского греческого братства келии св. Николая Буразери. Икона была подарена обители 28 октября 1999 года и помещена в иконостас Казанского собора.
Сестры обители обращаются с молитвой к Божией Матери, уповая на Ее милость и всесильную помощь.
Преподобный Амвросий, как милостивый отец, собирал в свою обитель сирот, бедных вдов, убогих и обездоленных женщин, не имеющих возможности поступить ни в какой другой монастырь. Верной помощницей старца Амвросия, положившей много труда в устроении Шамординской обители, была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888 гг.). Ее стараниями были основаны богадельня и детский приют, положено начало живописной, золотошвейной мастерских. Находясь в полном послушании у батюшки Амвросия, она отказалась от своей воли, земных радостей, ради Царствия Небесного. Вскоре после ее ухода в мир иной старец Амвросий сказал: «Мать София свята!». В 1987 году она была прославлена как местночтимая в Соборе Тульских святых. Матушке Софии молятся с верой и надеждой на ее заступничество перед Господом, и она слышит всех, кто обращается к ней за помощью.
Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери, где в этот воскресный молились за Божественной Литургией паломники из Калуги, построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С. В. Шервуда. Огромный красный собор выполнен в «русском стиле», с пятнадцатью башнями, украшенными узорами. На северном и южном фасаде — стилизованные крыльца с шатровыми завершениями с крестами. В 2005 году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и два придела: правый — в честь свят. Николая Чудотворца и свят. Амвросия Медиоланского, левый — в честь свщмученика Игнатия Богоносца и свщмученика Поликарпа Смирнского. Все дети воскресной школы Никитского храма причастились Святых Христовых Таин. И после богослужения направились на экскурсию по монастырю, которую для них любезно провела мать Рахиль, рассказав не только о монастырских постройках, но и о замечательной жизни и трудах насельниц монастыря и ее игумениях.
На знаменитой иконе, которая находится в центральном пределе Казанского храма, преподобный Амвросий и первая настоятельница монастыря София Михайловна держат монастырь в своих руках. Молитвами святых монастырь живет, укрепляется и процветает и каждый, кто приезжает сюда, ощущает на себе молитвенную помощь преп. Амвросия Оптинского и Софии.
За алтарем Казанского собора находятся могилки всех настоятельниц обители, к которым направились паломники из Калуги, чтоб поклониться этим угодницам Божиим. До начала 20-х гг. XX века на этом месте была усыпальница, устроенная в 1910 году стараниями благотворителя монастыря Сергея Васильевича Перлова. В этой усыпальнице были погребены схиигумения Екатерина (Самбикина), настоятельницы схимонахиня София (Болотова, 1845-1888 гг.) и схиигумения Евфросиния (Розова). В 1919 году здесь же была похоронена схиигумения Валентина (Розанцева, 1864-1919 гг.), последняя перед закрытием монастыря настоятельница.
В обители есть храм в честь преподобного Амвросия Оптинского. В 19 веке на этом месте располагался дом-келья, в котором жил преподобный Амвросий, когда приезжал в Шамордино. Здесь же он принимал посетителей. В этом доме старец Амвросий отошел ко Господу 10/23 октября 1891 года. После его смерти стараниями духовного чада С. В. Перлова над этим домом был построен кирпичный футляр. После закрытия монастыря дом-келья был вывезен в деревню Шамордино, а в каменном футляре находился гараж. С возобновлением монашеской жизни здесь был устроен храм, и освящен в 1996 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в честь преподобного Амвросия Оптинского.
В северной части обители устроены богадельня для престарелых насельниц с храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и сестринский корпус. Рядом расположено двухэтажное здание, на первом этаже которого находится монастырская больница; в ней получают квалифицированную помощь как сестры обители, так местные жители и паломники. В этот воскресный день Господь действительно благоволил калужанам. Послушница Галина испросила благословения у игумении Сергии о посещении воспитанниками воскресной школы храмов в честь прп. Амвросия и «Утоли моя печали». Некоторые их калужан уже бывали в Шамординской обители, но посетить эти храмы не было возможности. И вот сегодня была на то воля Божья.
В 1990-х годах в обители возобновилась монашеская жизнь. Здесь живет более 130 сестер. Сестры несут послушания в золотошвейной, иконописной, витражной, чеканной, гончарной, пошивочной мастерских; вышивают бисером оклады на иконы, пекут просфоры, выпекают свой хлеб.
Самый первый храм обители — храм во имя Пресвятой Троицы с пределом в честь иконы Божией Матери Живоносный источник — первоначально освященный в день ее открытия, 1/14 октября 1884 года, в честь Казанской иконы Божией Матери. До 1890 года находился на месте ныне существующего Казанского собора, во время закладки фундамента которого, по благословению преподобного Амвросия, был перенесен на кладбище и освящен в честь Пресвятой Троицы. После закрытия монастыря храм был разрушен. В 2005 году начались работы по его восстановлению. За храмом расположено монастырское кладбище.
От Троицкого храма вниз, в сторону реки Серены, ведет лестница к святому источнику с купальней, освященному в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Дети решили посчитать, сколько ступенек до источника. Оказалось 250. Набрав святой воды, купив памятные подарки и сувениры для своих родных в монастырской лавке, калужане попрощались со святой обителью.
Эта поездка позволила во всей полноте почувствовать особую красоту и неповторимость святых обителей Калужской земли. Удивительная монастырская служба, сама атмосфера, царящая в них, никого не оставили равнодушным.
Благодарим организаторов поездки и настоятеля храма протоиерея Сергия Третьякова.