В Великий Четверг в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге была совершена Божественная Литургия святителя Василия Великого, которую возглавил настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков в сослужении клирика храма иерея иоанна Нестерова.
Следуя православным традициям, в этот Великий день причаститься Святых Христовых Таин сподобились многие верующие — около 100 человек.
Настоятель храма произнес проповедь, в которой особо отметил: «Сегодня, дорогие братья и сестры, совершенно особенный, исключительный день в жизни нашей Церкви. В Великий Четверток на Тайной Вечери, которая называется так не потому, что совершалась в тайне от иудеев, а потому что заключает в себе глубочайшую мистическую тайну, рождается великое Таинство Евхаристии, Таинство, соединяющее человека с Богом, сообщающее нам, смертным, вечную жизнь. Без Евхаристии немыслима Церковь, без Причащения Тела и Крови Спасителя невозможно спасение. Сегодня мы стоим у самых истоков Нового Завета, и не наблюдаем даже, а всецело участвуем в той самой Божественной Трапезе, на которой Сам Господь в лице Своих учеников и апостолов заповедует верным под видом хлеба и вина вкушать Свои Тело и Кровь в жизнь вечную».
Богословие Великого Четверга
«Двойным
чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого
Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и о
той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. В
этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба
этого дня, наполнена трогательными и возвышенными текстами,
прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в
богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая
подлость. Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день.
Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто
стремится к другому: к жизни лукавой, суетной… Большой глубиной смысла
наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим,
потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике
ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к
Вечерне с Литургией. Прочитаем тропарь, который будет не раз петься на
службе Великого Четверга по-русски: Когда славные ученики при умовении
на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием,
омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри,
любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной
души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой,
слава Тебе! Это не о Иуде, а о нас! Смотри, ты, читатель, слушатель,
прихожанин… любитель стяжаний, к чему привела жадность. Смотри на пример
Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня. А вот несколько
текстов из канона на Утрени: К таинственной трапезе все со страхом
приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой,
чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать
так, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, –
ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал
Иуда, раб и льстец. Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние
расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение –
Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.»Один из вас», – взывал друзьям
своим Христос, – «предаст Меня»; они же, оставив радость, тревогою и
скорбью исполнялись: «Скажи, кто это», – говоря, «Боже отцов наших?»
Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что
были омыты, приготовил к предательству; и вкушая Твой хлеб, Тело
Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел
взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»
Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и
Божественную Кровь, изливаемую за мир; но не стыдился пить то, что
продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: «Воспевайте
Господа, творения, и превозносите во все века!»
Вновь
и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две
великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие — Иуда окончательно
укореняется в мысли предать Учителя.Но вот начинается Вечерня. Она
плавно перейдет в Литургию и за этой Литургией смогут причаститься все
желающие Истинных Тела и Крови Христовых.Если и на Утрени мы слышали
темы созревшего плана предательства и темы причащения, то на Вечерне и
на Литургии эти темы достигают кульминации.Чтец возглашает прокимен
перед ветхозаветным чтением (паремией): Изми мя Господи, от человека
лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в
сердце весь день. И у нас перехватывает дыхание: Это же как будто
возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к
страшной развязке…Начинается литургия Василия Великого. Спокойная,
величественная. Как полноводная река литургия несет нас к славной минуте
причастия. Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы.
Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в
себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной вечери.
Мы – наследники Тайной вечери. Наша литургия – вышла из Сионской горницы
и будет продолжаться до скончания века. Напоминая это, каждый раз, на
литургии, когда к верующим выносится Чаша произносятся слова: Вечери
Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом
Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник
исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем. Сегодня, в Великий
Четверг эта молитва поется вместо Херувимской песни.