«Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение» /Тропарь Введения во Храм Пресвятой Богородицы глас 4/
Накануне праздничного дня в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге настоятель храма протоиерей Сергий Третьяков возглавил Всенощное бдение. На полиелее в центре храма перед иконой праздника священнослужитель и верующие пропели величание:
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое»
В сам праздничный день священнослужитель совершил служение Божественной литургии. По окончании литургии было совершено Славление и праздничный молебен, в завершении которого протоиерей Сергий окропил всех верующих святой водой.
Затем отец настоятель поздравил всех верующих с праздником. «Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Христова Православная Церковь воспоминает дивное событие, которое произошло более двух тысячелетий тому назад: в Иерусалимский храм была приведена Пресвятая Дева, Матерь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Из Священного Предания нашей Церкви мы знаем о том, что праведные Иоаким и Анна, родители Преблагословенной Девы Марии, дали обет Богу, обещав Ему: если от них родится столь долгожданное чадо, то они посвятят его Богу. И Господь даровал ребенка этим благочестивым родителям. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы мы с вами вспоминали об этом, а сегодня — день исполнения этого обещания. Окруженная сверстницами, Дева Мария приводится в храм Господень и ставится родителями на первую ступеньку этого храма (а как свидетельствует предание, Иерусалимский храм имел 15 ступеней). И юная Дева, которой исполнилось всего три года, без помощи кого-либо, свободно поднялась по ступеням и взошла на паперть, где ее встретил первосвященник Захария и ввел во Святая Святых — в ту часть храма, куда сам первосвященник входил только один раз в году… Каждый раз, когда мы вспоминаем это событие, каждый из нас должен задуматься над тем, какие уроки можно извлечь для себя из этого праздника. Первое, мы видим исполнение родителями Пресвятой Девы их обещания Богу. Второе, — любовь Отроковицы Марии к храму и к Своему Господу. И, наконец, третье, видим, какое воспитание она получила в храме. И вот итог — Ее жизнь, полностью, без остатка отданная на служение Богу. Нам есть чему поучиться…»,- сказал протоиерей Сергий в своем пастырском слове.
«Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесенья на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Торжество Введения было установлено в Церкви позднее других двунадесятых праздников. Возможно, его появление связано с деятельностью св. Императора Юстиниана Великого, построившего в 543 году на развалинах Иерусалимского Храма большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой для отличия от прежней, располагавшейся около Овчей купели, напротив храма. С VIII века праздник отмечен в некоторых месяцесловах. Их сдержанные указания, видимо, говорят о том, что первоначально служба на Введение совершалась без особой торжественности. С IX века праздник получил широкое распространение на Востоке, но уже согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI–XIV вв. он отмечается почти так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники. Тем не менее даже в печатных Типиконах XVII века отдельные особенности совершения службы Введения указывают на то, что ее статус несколько уступает статусу служб других двунадесятых праздников. Окончательно в число двунадесятых праздников Введение вошло только после XIV веке. В качестве даты праздника практически повсеместно принято 21 ноября, исключение составляют только коптские месяцесловы, в которых Введение отмечается 29 ноября, и практика отдельных областей Римской Церкви, где Введение было подвижным праздником и отмечалось в воскресный день после 11 ноября. По Иерусалимскому уставу, на который в XII–XIII вв. перешли греческие, в XIV веке — южнославянские Церкви, а на рубеже XIV–XV вв.— Русская Церковь, празднование Введения образует шестидневный цикл: предпразднство составляет по прежнему один день (20 ноября), праздник торжественно отмечается 21 ноября (в XX–XXI вв. — 4 декабря по новому стилю). С давних времен люди веками верили, что самым лучшем местом, где человек может соприкоснуться с Богом, поставить своей жизни конечную цель, открыть для себя предназначение жизни, просветить свою душу высшим светом – это храм. Прийти в Храм означает, что ты свою жизнь вводишь в соприкосновение с Богом. Но первосвященник Захария ввел Марию в самое священное место храма. И это имеет большой смысл в том, что храмом становиться человек, на веки, храм это душа человека, это тело и вся его жизнь. Введение Девы Марии в храм, в Святая Святых, послужило тем переходным периодом, когда люди празднуют божественный смысл человека. День Введения во храм Пресвятой Богородицы отмечается пением величания: «Величаем Тя, Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое», а припев праздника: «Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых».