В продолжение Первой седмицы Великого поста в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге ежедневно совершались богослужения.
В понедельник, вторник и четверг утреннее богослужение состоит из последования утрени, 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов с изобразительными и вечерни. Литургия не совершается. В завершение богослужения священнослужители по песнопении «Совет превечный…» совершали заупокойную литию.
В среду и пятницу утреннее богослужение состоит из утрени, часов, изобразительных и Литургии Преждеосвященных Даров. В пятницу в конце Литургии совершается молебное пение с чтением канона святому великомученику Феодору Тирону и чин освящения колива в память чудесного явления великомученика Константинопольскому архиерею, в котором открыл злой поступок императора Юлиана Отступника: в первую седмицу Великого поста он повелел окропить идоложертвенной кровью продукты на рынке, и тогда христиане приготовили и ели коливо, не осквернившись.
По вечерам в 17.00 на Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великогопоста читался по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста будет читаться в полном составе Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Великий канон состоит из 250 тропарей, и Великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе ихвыражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием в Ветхом и Новом Заветах. В тропарях канона персонажи священной истории то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению.
Почему же Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно этот канон? Потому, что пост – это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жизни.
Великим постом каждый день — с вечера воскресенья по пятницу читается молитва преподобного Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (земной поклон)
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему (земной поклон)
Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков. Аминь (земной поклон)
Затем 12 поясных поклонов с молитвой «Боже, очисти мягрешнаго»
Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.
Основные особенности богослужения Великой Четыредесятницы:
- За седмицу дважды прочитывается вся Псалтирь. Кафизмы читаются не только на вечерне и утрени, но и на часах.
- На всех службах читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами.
- На утрени поется «Аллилуия» со стихами из книги пророка Исайи вместо «Бог Господь», а затем вместо тропарей праздника или святого поются тропари, которые называются «Троичны песни», того гласа, на который поются песнопения Октоиха этого дня. На каждый глас и день таких тропарей по три. Исключение составляют дни празднования особо чтимых святых, храмовые праздники, праздник Благовещения.
- На утрени канон читается с песнями Священного Писания (расположены они в Ирмологии). Вместе с каноном читаются трипеснец Триоди.
- На утрени Великое славословие всегда читается.
- На 6-м часе и на вечерне положены чтения из Ветхого Завета — паремии.
- На часах вместо обычных тропарей поются тропари часов с поклонами.
- Часы совершаются следующим образом: 1-й час присоединяется к утрене. Отдельно читаются 3-й, 6-й, 9-й час, затем изобразительные и вечерня. Изобразительные начинаются сразу с пения «Во царствии Твоем помяни нас, Господи», поются Блаженны и потом трижды с поклонами поется «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Причем, поется, как сказано в уставе «косно » (т.е. медленно) и «со сладко пением». Затем служится вечерня.
- В конце вечерни поются с поклонами тропари: «Богородице Дево…», «Крестителю Христов, всех нас помяни…», «Молите за ны, святи апостоли, святи вси…».
- После вечерни служится заупокойная лития.
- Вечером совершается Великое повечерие, за исключением лишь нескольких дней, когда положено служить Малое повечерие.
- В дни Великого поста полная Литургия, на которой совершается освящение Даров, Евхаристия, служится только по субботам и воскресным дням, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. По субботам и в день Благовещения служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, по воскресеньям – Литургия святителя Василия Великого. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров (также эта Литургия служится в четверг 5-й седмицы, в первые три дня Страстной седмицы и в иные седмичные дни Великого Поста, если на этот день приходится праздник великого святого или храмовый праздник). Связано это с тем, что Евхаристия наполнена высокой радостью о Христе Спасителе, это духовное торжество, Пир веры. Но эта высокая радость не согласуется с сокрушением и печалью, с какими должно проводить дни Великого поста. Но поскольку постящимся все же необходимо укрепление Телом и Кровью Христовыми, то совершается Литургия Преждеосвященных Даров.