Накануне праздничного дня в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в г. Калуге настоятель храма возглавил Всенощное бдение. Его Высокопреподобию сослужил клирик храма иерей Иоанн Нестеров. На полиелее духовенство пропело величание Благовещению Пресвятой Богородицы:
«Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
В сам праздничный день протоиерей Сергий возглавил служение Божественной Литургии в сослужении иерея Иоанна Нестерова.
По окончании Литургии было совершено Славление. Далее отец настоятель поздравил прихожан с праздником и произнес проповедь.
«Дорогие, братья и сестры! Сегодня мы с вами, живя в нашем, давно потерявшем свою первую радость, мире вновь открываем ни с чем несравнимую радость! Сегодня вся жизнь освещена радостью Благовещения, и само Благовещение соткано из одного слова: Радость! Сегодня исполняются все драгоценные обетования, и мы становимся причастниками Божественного естества. Страх и смерть, вся тьма исчезает от этого света. Ведь мы причастны плоти и крови — Он приходит воспринять плоть и кровь, и стать человеком. Архангел Гавриил входит к Деве Марии и говорит: Радуйся, Благодатная! И невозможно выразить словами ту радость, какой преисполнилась Пресвятая Дева..И невозможно выразить и того чувства, с коим Она поклонилась до земли, воздавая Богу Творцу Своему Свою благодарность…Мы с вами каждый день являемся друг для друга вестниками какой-нибудь радости. Мы друг для друга вестники либо радости вечной, либо скорби вечной. Именно поэтому мы должны быть благою вестью для мира, Христовым письмом, как говорит апостол Павел, чтобы те, которые неспособны прочесть Евангелие, глядя на нашу жизнь, могли разобрать хоть полслова из того, что им хочет сказать Христос…»
«Дивное, недомыслимое умами смертных таинство воспоминает и торжествует ныне святая Церковь: воплощение и вочеловечение Творца веков и миров – Сына Божия. Невместимый Бог вмещается в чистой утробе Богоотроковицы, бесплотный воплощается, безначальный зачинается, неприступный делается приступным, Слово воспринимает плоть, бесконечно великий умаляется, и беспредельный определяется; Бог срастворяется с людьми и не стыдится братию нарицати их (Евр. 2, 11). Так, от века, от начала утаенное и ангелам несведомое таинство открывается ныне и Сын Божий, делается Сыном человеческим, чтобы, восприняв худшее, т. е. нашу природу, подать нам несравненно лучшее – освящение, обновление и обожение. Благовременно воскликнуть в восторге: да веселится тварь, да празднует весело все естество, т. е., как весь человеческий род, удостоенный такой чести от Бога, так и вся тварь, небо и земля, видя Бога, по безмерному благоутробию снисшедшего к твари и воспринявшего на Себя природу твари ради ее спасения.О, таинство непостижимое, таинство прерадостное и восхищающее всякую духовно разумевающую душу, но вместе и таинство ужасное! Ибо причина такого снисхождения, такого истощания – наши грехи. Только всеблагому, премудрому и всемогущему Богу возможно было изобрести такое чрезвычайное средство к спасению погибшего человека и так уничижить себя для того, чтобы нас исцелить Своим примером от гордости и всяких грехов и научить смирению и послушанию и всякой добродетели. Таинство, говорю, прерадостное и восхищающее душу!Как мы все, братья и сестры, почтены воплощением Сына Божия от пречистой Девы, возвеличены, обрадованы, утешены! С нами Бог: Он стал нашим Ходатаем, Искупителем, Спасителем; Матерь Божия стала нашей Матерью по благодати, Ходатаицей, Заступницей, Покровом. Вообразите, что было бы с людьми, ели бы Сын Божий не снисшел так дивно, так благостно к нам, грешным, омраченным, тысячи раз злополучным по причине греха и вражды с Богом! Как человечество было бы бедно, жалко, безотрадно, безутешно при бесчисленных своих бедствиях!А теперь какое утешение всегдашнее для верующих и кающихся в воплотившемся нас ради Сыне Божием! Он надежда, очищение, освящение и спасение всех кающихся грешников, защита обидимых, утешение всех скорбящих, ободрение унывающих, покой утружденных и обремененных, награда подвизающихся, свет омраченных, сила немощных, помощник в трудах благих, споборник в духовных бранях, утеха всех праведных, вечная жизнь всех верующих в Него. Веруяй в Мя, аще и умрет оживет, – говорит Господь (Ин. 11, 25).Но воплощение Сына Божия есть вместе и таинство ужасное и поучительное, если помыслим, что низвело Сына Божия до такого самоистощания и к чему призываемся и обязываемся мы, люди, воплощением Сына Божия. Со стороны Бога причиной вочеловечения была бесконечная любовь к нам, Его созданиям, – любовь Первообраза к живому, словесному образу Своему, падшему, погибающему, ибо мы Его образ; а со стороны нашей – наши грехи, наше ужасное падение, наша неизбежная вечная гибель.Итак, что же от нас требуется вочеловечением Сына Божия? Немедленное, искреннее, нелицемерное и твердое покаяние во всех грехах, исправление сердца и праведная, святая жизнь. Святи будите, яко Аз свят есмъ Господь Бог ваш (Лев. 19, 2). Изыдите от среды развратных и отлучитеся, и нечистоте не прикасайтеся: и Аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны, и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 17-18). Что именно этого требует от нас Господь Иисус Христос, т. е. святости и правды, вы можете убеждаться в том каждый день самой Молитвой Господней «Отче наш», в которой Он, Господь, учит нас прежде всего молиться о том, чтобы нам свято и праведно по воле Божией, а не по своей жить: Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли (Лк. 11, 2-4; Мф. 6, 9-10).Итак, вот какую непременную обязанность налагает на нас, братья и сестры, воплощение Сына Божия: жить праведно и свято, благоговейно и честно и удаляться от всякого греха, от всякой неправды и нечистоты. Иначе мы будем недостойны Сына Божия и Царствия Его и приготовим себе тягчайшее осуждение и здесь, и в вечности. Аминь».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский 6 апреля 2004 г.